21 Января 2020
В свете предлагаемых Президентом Российской Федерации изменений в Конституцию страны, озвученных им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года, одним из первых на Дальнем Востоке к нему обратился председатель Сахалинского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Сергей Пономарев.
Редакция приводит текст данного обращения.
О конституционном запрете на пересмотр суверенных границ России
Сахалинское областное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» полностью поддерживает позицию Президента Российской Федерации, оглашенную им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, о том, что «Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство, а суверенитет нашего народа должен быть безусловным».
В этой связи просим Вас поддержать и в целях создания ныне отсутствующего конституционного механизма реализации статей 4 и 5 Конституции (о порядке обеспечения целостности и неприкосновенности территории страны) передать в Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации следующие предложения о необходимости внесения в Конституцию Российской Федерации нижеследующих поправок и дополнений:
Этот принцип содержался в прежних Конституциях нашей страны и не потерял своего значения, однако в действующую Конституцию включен не был.
Для этого целесообразно дополнить пункт «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов словами «прохождение государственной границы на территории субъектов Российской Федерации».
Аналогичная практика совместного ведения режимом пограничных зон – пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федеральной доказала свою оптимальность.
Это необходимо потому, что границы ряда субъектов Российской Федерации либо полностью (Калининградская область) либо частично (Ленинградская, Псковская, Ростовская, Амурская, Сахалинская области, Камчатский, Приморский Краснодарский, Хабаровский края и т.д.) совпадают с государственной границей России.
Буквальное прочтение и применение ныне действующей редакции части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации позволяет без учета мнения пограничных субъектов изменять ту часть их границ, которая совпадает с государственной границей Российской Федерации. Очевидно, что это противоречит принципу федерализма.
Предлагаемый вариант редакции части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации («Границы субъектов Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия») делает невозможным уступку части территории Российской Федерации без учета мнения ее пограничных субъектов
Эти предложения неоднократно вносились представительными органами власти Сахалинской области, начиная с Конституционного Совещания 1993 года (были одобрены представителем Президента Российской Федерации В.Ф.Яковлевым), оформлялись в виде законодательных инициатив Сахалинской областной Думы (от 3 декабря 1998 года – постановление № 15/9/420-2, 18 июня 1999 года – постановление № 16/12/225-2, 29 июня 2001 года – постановление № 2/11/298-3, 22 мая 2003 года – постановление № 6/8/158-3). Они были одобрены парламентскими слушаниями в Сахалинской областной Думе 12–13 сентября 2001 года (п. 3.1 Рекомендаций), Парламентскими слушаниями «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности», прошедшими в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 18 марта 2002 года.
Однако господствовавшее тогда мнение о неизменности Конституции не позволило это своевременно сделать.
Полагаем, что время для таких изменений настало.
Это важно для ратифицированных еще в СССР правовых актов, которые не подпадают под контроль Конституционного Суда Российской Федерации, имеющего сейчас право проверять только не вступившие в силу международные соглашения.
Необходимость введения такой нормы проистекает, в частности, для «Соглашения о разграничении морских пространств между США и СССР в Беринговом море» («Соглашение Бейкер-Шеварднадзе»), приведшего к безосновательной потере значительной российской акватории в Беринговом море, до сих пор не ратифицированного нашей стороной, но фактически исполняющегося как США, так и Россией.
Надеемся на Вашу поддержку.
Готовы оказать Рабочей группе, созданной Президентом Российской Федерации, необходимую помощь в доработке вышеизложенных предложений.