Убить поневоле

Печать
PDF

Врачи ошибаются, но остаются безнаказанными
После выхода статьи  «Ошибка врачей привела к смерти пациента» («В» № 12 от 28.03.2012) в редакции не смолкал телефон. Звонившие соболезновали родным и близким Александра Прасола и рассказывали о тех страшных, по их мнению, минутах, которые они пережили в палатах не только городской больницы № 2, но и в других медицинских учреждениях края.

По иронии судьбы в эти же дни прошла учредительная конференция региональной общественной организации «Медицинская палата Камчатского края», куда вошли работники 23 медицинских и фармацевтических учреждений. Главной целью Медицинской палаты присутствующие провозгласили «реализацию и защиту профессиональных прав медицинских и фармацевтических работников». Председателем Медицинской палаты Камчатского края был избран Владимир Анатольевич Речкалов.
Свою вступительную речь он закончил интригующе, по «гамлетовски»: «Быть или не быть»? После чего сделал значительную паузу и обвел зал тяжелым взглядом. Столь многообещающее начало вылилось, в конце концов, в обсуждение главного вопроса: откуда брать деньги вновь образованной общественной организации, и насколько она (организация) будет дееспособна.
Как оказалось, на территории Камчатского края зарегистрировано около десятка ассоциаций врачей и фармацевтических работников с аналогичной целью: защищать профессиональные права медицинских работников.  Кроме того, на защите интересов медработников стоит профсоюзная организация медицинских работников. И лишь одна общественная организация – Общественный Совет по защите прав пациентов при Росмедздраве (председатель Грачев Леонид Александрович) поставила своей главной целью защиту прав пациентов. Причем некоторые члены Совета являются еще и членами ассоциаций медработников и Медицинской палаты одновременно.
Разумеется, «Вести» не могли не спросить, зачем нужна еще и Медицинская палата?
С этим вопросом мы обратились к председателю Медицинской палаты, врачу-анестезиологу Владимиру Речкалову:
В.Р.:  Допустим, просто защитить врача.
Корр.:  От чего защитить?
В.Р.:  Защитить от неправомерных действий, допустим, администрации. Такой защиты нет.
Корр.:  На это есть проф-
союз.
В.Р.:  Наверное, видимо, недостаточно.
Корр.:  А ассоциация врачей?
В.Р.:   Я, даже работая начальником горздрава, не знал, работает ли эта ассоциация.
Корр.: Владимир Анатольевич,  Вы и Ваша только что учрежденная организация будете заниматься расследованием причин, повлекших смерть Александра Прасола, пациента городской больницы № 2?
В.Р.:  Я думаю, надо материалы изучить.
Корр.:  Кто будет изучать?
В.Р.: Прокуратура.
Корр.:  Разве прокуратура мешает проведению вашей проверки?
В.Р.:  Вот сейчас у меня более 100 жалоб по первой краевой и городской больницах. То же самое их касается, нет диагностической базы, особенно в выходные.
Корр.:  Но там не было лаборантки, которая должна была взять кровь на анализы.
В.Р.:  Их просто нет в наличии, как физических лиц. Другое дело, кто за это отвечает. Конечно, руководитель, бесспорно.
Корр.:  Ну, нет у тебя лаборанта, бригаду медицины катастроф вызови…
В.Р.:  У нас такого не бывает. У нас работает круглосуточная лаборатория в составе отделения  медицины катастроф
Корр.:  Почему бы тогда к ним не обратиться?
В.Р.:  Вот надо помогать, чтобы именно профессионал врач был заинтересован, и не подставляем. Потому что они не виноваты, врач и медсестра, из-за того, что не работает лаборатория. Но страдать будет он.
Корр.: Хорошо, если он видит, что что-то не так с пациентом, пусть вызовет других врачей, не хватает знаний – консультируется.
В.Р.:  Жалоб сейчас много, много заявлений. За последние полгода уже написал 5 рецензий и все неблаговидного характера.
С теми же вопросами мы обратились к министру здравоохранения Камчатского края Татьяне Владимировне Лемешко:
Корр.:  Татьяна Владимировна, для  чего создана медицинская палата?
Т.Л.: Региональная медицинская палата создается, в первую очередь, и для защиты медработников, но это на первый взгляд так кажется.
Корр.:  Как кажется на второй взгляд?
Т.Л.:  Она действительно в своем будущем должна  получить такое развитие, что и защита прав пациентов, профессионализм врачей поддерживать, аттестация. Это сегодня проводит Минздрав. А будет общественная организация проводить. Другие требования, другой подход…
Корр.:  Они (требования) будут отличаться от ваших?
Т.Л.: Они будут строже.
Корр.:  А что мешает министерству делать их строже?
Т.Л.: Потому что они (врачи «медпалаты») практики и профессионалы.
Корр.:  Значит, в Минздраве непрофессионалы работают?
Т.Л.: Почему? В министерстве работают профессионалы. А многие из них как раз участвуют в нашей внештатной комиссии. Мировой опыт показывает, что такие региональные медпалаты, более плодотворно работают, и я параллельно работала с такими структурами…
Корр.:  Чей мировой опыт?
Т.Л.: Насколько я могла изучить – это американский и германский опыты, и опыт других развитых стран.  Да, мы сегодня только в самом начале ступени.
Корр.: Но уже сформулировали первоочередную задачу – защита профессиональных интересов медицинских работников. Вам не хватает ассоциаций, профсоюзов? Чего еще не хватает, чтобы защищать профессиональные интересы медиков?
Т.Л.: Понимаете, нам всего достаточно, казалось бы. На самом деле передовой  опыт других стран говорит о том, что именно такие региональные медицинские организации работают более плодотворно.
Корр.: Плодотворно работают в чем?
Т.Л.: Мы сегодня с вами неуверенно говорим. Давайте с вами поговорим на эту тему через год. Думаю, это было бы более продуктивно. У них есть устав…
Корр.:  Что вы можете сказать о смерти Александра Прасола. Вы уже занимаетесь этим вопросом?
Т.Л.: Да, мы занимаемся этим вопросом. К сожалению, сейчас не могу комментировать.
Корр.: Почему?
Т.Л.: Ну… давайте… все-таки сегодня этим вопросом занимается прокуратура. Подождем решение прокуратуры.
Корр.:  У вас создана краевая медицинская комиссия?
Т.Л.: У нас комиссия не заседала. Вчера мы провели только  предварительное совещание, учитывая, что сегодня медицинские документы изъяты и находятся в прокуратуре. Мы назначим на середину апреля комиссию, которая к этому времени должна получить гистологические сведения патологоанатома. Сейчас еще проведены не все исследования. Мы получим все документы, которые изъяла прокуратура, хотя бы копии…
Корр.: Ну хорошо, какие-то объяснения вы будете давать по этому поводу, или будете ждать завершения прокурорской проверки. Тогда давайте дождемся решения суда. По умершим тройняшкам в родильном доме № 1 так же было?
Т.Л.: По тройняшкам есть решение суда – врачи не виноваты.
Корр.: Врачи виноваты.
Т.Л.: Не виноваты.
Корр.: Вероятно, мы по-разному понимаем решение суда.
Т.Л.: Вероятно.
Специально для Татьяны Владимировны приводим выдержки из решения суда: «Действия по оказанию медицинской помощи в отделении реанимации новорожденных, жизненно необходимые этим детям, не были произведены врачами роддома».
Напомним читателям. Трое разнояйцевых близнецов, появившихся на свет в результате искусственного оплодотворения, погибли в Петропавловском городском роддоме в ноябре 2008 года. Для расследования происшествия была создана экспертная комиссия, а министерство здравоохранения Камчатского края взяло дело под личный контроль. Контроль закончился выводами комиссии, что врачи не виновны. Три года потребовалось родителям умерших детей, чтобы доказать обратное. По решению суда родильный дом № 1 должен выплатить потерпевшим 3 миллиона рублей.
По сути дела, никто из опрашиваемых толком не смог объяснить: зачем нам нужна общественная организация «Медицинская палата».  Наш главный вопрос о смерти Александра Прасола, как следствия ошибки врачей, нашел понимание у Владимира Речкалова, который косвенно подтвердил правоту нашей газеты.
Что касается краевой экспертной медицинской комиссии.
Правильно она называется Экспертный Совет Министерства здравоохранения Камчатского края. (Приказ минздрава Камчатского края № 259 от 18.08.2011).
Ниже приводим состав экспертов:
1. Председатель  ВОЛКОВА Марина Владимировна, заместитель министра здравоохранения.
2. Заместитель председателя  ВОДОПЬЯНОВ Владимир Олегович, начальник отдела.
3.Секретарь НАЗВАНОВА Татьяна Васильевна, консультант
Члены Совета:

1. ВАНЧИКОВА Ольга Васильевна – гл. гинеколог.  
2. РЕЧКАЛОВ Владимир Анатольевич – гл. анестезиолог и реаниматолог.  
3. КИСЕЛЕВА Галина Петровна – зав. детским хирургическим отделением, гл. хирург.
4. СКОБЕЦ Жанна Александровна – зам. гл. врача, гл. педиатр.
5. МОРОЗОВА Наталья Ивановна – начальник отдела здравоохранения департамента социального развития.
6. СОРОКИНА Елена Николаевна – гл. терапевт.
7. ГАЛЬЦЕВА Вера Михайловна – зам. гл. врача по экспертизе горбольницы
№ 1.
Повторимся, в  свое время экспертный совет сделал однозначное заключение, что вины врачей родильного дома № 1 в смерти тройняшек нет. Глядя на состав выше названного Совета, нас это почему-то не удивляет. Полагаем, что в смерти Александра Прасола эксперты усмотрят вину самого больного. Не надо было приезжать в горбольницу № 2. Надо было в горбольницу № 1.
Но не будем забегать вперед и отправимся в городскую больницу № 2 для выяснения подробностей.И первая, к кому мы направились, была заведующая терапевтическим отделением Неля Валентиновна Адамова. Представляемся и задаем один лишь вопрос: «Какие были основания для перевода пациента больницы Александра Прасола в наркологический диспансер, повлекшего за собой столь трагические последствия»?  Ответ последовал незамедлительно: «Выйдите из кабинета». Следующих вопросов мы просто не успели задать. Заведующая отделением Неля Адамова молниеносно вскочила со своего рабочего кресла и, бросив на ходу фразу: «Я ничего говорить не буду», – устремилась в ординаторскую, закрыв за собой дверь на замок.
После того, как врач Адамова заперлась от журналистов в ординаторской, нам ничего не оставалось, как отправиться на поиски заместителя главного врача по лечебной части Тамары Молдовану. В отличие от своей подчиненной и коллеги, Тамара Василь-евна, узнав, кто мы и откуда, убегать из кабинета не стала. Но и диалога, на который мы рассчитывали, не получилось.  Ответы госпожи Молдовану приводим дословно, сохранив стилистику.
Корр.: Тамара Васильевна,  не могли бы вы сказать,  какие были  основания для перевода пациента Александра Прасола в наркодиспансер?
Т.М.:  Я не имею права вам говорить какую либо информацию по больному Прасолу либо по другим.
Корр.:  А мы интересуемся не личной жизнью больного. Нас интересует, как получилось, что пациент поступил в терапевтическое отделение с предварительным диагнозом двусторонняя пневмония, а уже через три дня его поздно вечером перевезли в наркодиспансер, не уведомив при этом родных.  
Т.М.:  Нет, я не могу об этом говорить.
Корр.: Хорошо, не могли бы вы рассказать о правилах перевода  тяжелобольного из одной больницы в другую? Насколько известно редакции, Александр Прасол с трудом передвигался.
Т.М.: Я не могу комментировать ваши вопросы.
Корр.: А какие вопросы вы могли бы прокомментировать?
Т.М.: Ничего не могу.
Корр.: Но мы же не спрашиваем вас о пациентах. Нас интересует только, почему ваш больной находился без медицинской помощи в течение трех суток, а затем был переведен в наркодиспансер.
Т.М.: Я не могу комментировать ваши вопросы.
Корр.: Скажите, не грозит ли другим пациентам вашей больницы быть отправленными, скажем, в кожно-венерологический или психоневрологический диспансер?
Т.М.: Без комментариев.
Корр.: А у каких врачей, и в каких больницах лечатся ваши родственники?
Т.М.: Это мое личное дело.
Корр.: Может быть, вы ответите на вопрос: какое количество больных умерло в больнице № 2 за 2011 год?
Т.М.: Эту информацию я не обязана говорить.
Корр.: Вы боитесь потерять место работы, если поговорите с нами?
Т.М.: Просто, находясь на рабочем месте, я выполняю свои функциональные обязанности и потому молчу. Я лично говорить ничего не хочу.
Корр.: Сколько лет работает в этой больнице заведующая терапевтическим отделением Адамова?
Т.М.: Без комментариев.
Корр.: А что входит в ваши служебные обязанности?
Т.М.: Без комментариев. И потом, все эти вопросы надо обсуждать не со мной. У нас есть главный врач, и всю информацию он предоставляет. Я обязана спросить у него разрешение на беседу с вами. (Вот это да! Вооруженные силы отдыхают! – Авт.).
Корр.: В Вашей должностной инструкции есть строка о том, что разговаривать с журналистами вы можете по личному разрешению главного врача?
Т.М.: Без комментариев.
Корр.: А Вы лично давно работаете в этой больнице?
Т.М.: С 2008 года. Я вас попрошу покинуть кабинет, я должна работать. Все вопросы, какие у вас есть, задавайте главному врачу.
Корр.: Хорошо. Не могли бы вы сказать, почему у поступившего больного не были сразу взяты анализы, в том числе крови и мочи? Это позволило бы определить заболевание. Или лаборатория при больнице не работала все три дня?  
Т.М.: Без комментариев.
Корр.: На направлении, с которым больного привезли по «скорой», стоял диагноз: «двусторонняя пневмония» под вопросом. Получается, что этот диагноз был подтвержден, но посмертно? А в самом отделении в этом диагнозе усомнились?
Т.М.: Без комментариев.
Корр.: Скажите, вы лично, или заведующая терапевтическим отделением выразили соболезнование родным Александра Прасола?
Т.М.: Без комментариев.
Мы покинули кабинет заместителя главного врача, так и не получив ответов на наши вопросы.
Возвращаемся вновь в терапевтическое отделение, надеясь, что  Адамова все же найдет в себе силы и хотя бы принесет извинения родным Саши Прасола в связи с трагедией. Увидев нас на пороге служебного кабинета, Неля Адамова резво вскочила.
Мы успели задать только два вопроса: «Неля Валентиновна, нас интересует, на основании чего был переведен в наркологическое отделение Александр Прасол?» и «Как вы расцениваете  предложение о добровольном уходе в отставку главного врача,  а вас отдать под суд?»  
Отталкивая журналистов, Неля Валентиновна ринулась в ординаторскую и вновь дверь захлопнулась на замок...
Заместитель министра здравоохранения Камчатского края Марина Волкова, когда мы ей дозвонились,  тут же упредила все вопросы редакции, заявив, что никаких комментариев не будет. И все же обиду высказала: «Мы с некоторыми выводами журналистов не согласны. В настоящее время  заместитель председателя правительства Валерий Николаевич Карпенко планирует дать опровержение на вашу статью».
В деле о родильном доме № 1 звучали те же слова, и была ссылка на того же специалиста – господина Карпенко, который занимал, предполагаю, и в новой трагедии, занимает такую же позицию – не выносить сор из избы. Чем закончилось трехлетнее молчание врачей, общественность знает. Судебная тяжба расставила все на свои места. Медикам не удалось доказать свою правоту, суд принял все доводы истцов, т.е. родителей.
Начальник отдела здравоохранения департамента социального развития городского округа Наталья Морозова, после выхода статьи в срочном порядке ушла на больничный.  (Возможно, это совпадение. – Авт.).
Служащий этого же отдела господин Ларин, который при подготовке материала рассказал журналистам о правилах транспортировки тяжелых больных из одной больницы в другую, вдруг пошел что называется «в отказ», пытаясь откреститься от своих же слов.
И все же редакции удалось дозвониться до заместителя председателя правительства Камчатского края, курирующего региональное здравоохранение, господина Карпенко. Валерий Николаевич готов дать «добро» на разговор с журналистом, но лишь после того, как получит на руки официальное заключение комиссии по расследованию смерти больного Александра Прасола.
Странно, но уже есть одно медицинское заключение о смерти А.Л. Прасола  № 050935 от 14 марта 2012 года с пометкой «окончательное».  Или есть «особое мнение» о смерти молодого человека у чиновников от медицины?
Задаем Валерию Карпенко вопросы:
- А, может быть, для начала надо выяснить, был ли установлен точный диагноз заболевания непосредственно в больнице № 2?  Затем выяснить, какое было назначено медикаментозное лечение, т.е. какими лекарственными препаратами и таблетками пациента лечили три дня?
По каким показаниям его перевели в наркодиспансер? И почему ночью вывозили тяжелобольного, с трудом передвигающегося пациента?
Отчего родственникам не сообщили о смене больницы?
Ни на один из заданных вопросов зам. председателя правительства ответа не дал. Посоветовал записаться к нему на прием. Когда же речь зашла об опровержении на статью, которую якобы он, Карпенко, посоветовал подготовить минздраву, то Валерий Николаевич проронил, что он не знает об этом ничего и не может нести ответственности за слова сотрудников мин-
здрава Камчатки. Когда же мы попытались в коротком разговоре с зампредседателя затронуть тему роддома № 1, где Валерий Карпенко занял жесткую позицию в отношении газеты и журналистов, Валерий Николаевич тут же сослался на то, что он едет в машине, и посоветовал записаться к нему на прием через секретаря.  
В 2009 году Валерий Карпенко встал на сторону врачей, загубивших новорожденных. При этом врачи так и не попросили прощения у родителей младенцев. И даже при встрече на «круглом столе», где за свое поведение и слова экс-мэр города Скворцов получил детской туфлей по лбу, врачи ни выдавили из себя ни одного слова сочувствия и прощения.
Конечно, мы понимаем, что в нашем здравоохранении системный кризис, сравнимый с кризисом в ЖКХ. Но ниже канализации опускаться нельзя. Иначе вскоре нам придется оставить лишь одно медицинское учреждение – морг.
Патологоанатомы в своих диагнозах ошибаются редко.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ,
Нелли БЕРЕЗИНА.

 

Баннер

Радио онлайн


Новые коментарии

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."