ТРАГИЧЕСКАЯ ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА

Печать
PDF

В феврале этого года исполнилось 60 лет со дня гибели туристической группы в горах Северного Урала. Место этих событий известно миру как перевал Дятлова.

Напомним суть событий: группа из девяти туристов, студентов и выпускников Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск) под руководством Игоря Дятлова, совершавшая лыжный поход по Северному Уралу, погибла в полном составе предположительно в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области.

Первоначальный состав группы:

– Игорь Алексеевич Дятлов, студент 5-го курса радиотехнического факультета;

– Зинаида Алексеевна Колмогорова, студентка 5-го курса радиотехнического факультета;

– Рустем Владимирович Слободин, выпускник механического факультета;

– Юрий Николаевич Дорошенко, студент 4-го курса радиотехнического факультета;

– Георгий Алексеевич Кривонищенко, выпускник строительного факультета;

– Николай Владимирович Тибо-Бриньоль, выпускник строительного факультета;

– Людмила Александровна Дубинина, студентка 4-го курса строительного факультета;

– Семен Алексеевич Золотарев, инструктор турбазы, выпускник Института физической культуры Белорусской ССР;

– Александр Сергеевич Колеватов, студент 4-го курса физико-технического факультета;

– Юрий Ефимович Юдин, студент 4-го курса инженерно-экономического факультета.

Последний выбыл из группы из-за болезни, вызвавшей сильную боль в ноге, перед выходом на активную часть маршрута, благодаря чему единственный из всей группы остался в живых.

Юрий Ефимович Юдин ушел из жизни в 2013 году, так и не высказав какого-либо конкретного предположения о возможных причинах гибели его друзей.

Поход группы начался 23 января 1959 года и был посвящен XXI съезду КПСС. Участники похода должны были преодолеть на лыжах не менее 300 км по северу Свердловской области и совершить восхождения на две вершины Северного Урала: Отортен и Ойка-Чакур.

Поход относился к 3-й (высшей) категории сложности по классификации спортивных турпоходов, применявшейся в конце пятидесятых годов.

12 февраля группа должна была дойти до конечной точки маршрута – поселка Вижай и послать телеграмму в институтский спортклуб, а 15 февраля вернуться в Свердловск. Однако ни 12, ни 15 февраля, ни в последующие дни телеграмма отправлена не была, группа в Свердловск не вернулась.

Поиски пропавшей группы начались 23 февраля.

26 февраля на склоне горы Холатчахль членами поисковой группы Борисом Слобцовым, Михаилом Шаравиным и Иваном Пашиным была обнаружена палатка группы, присыпанная снегом. Один из скатов оказался разрезан и порван. Людей, ни живых, ни мертвых, в палатке не было. Найденные в ней вещи и документы свидетельствовали: это была палатка пропавшей тургруппы. На северо-восток от палатки вниз по склону горы в сторону леса прослеживались заметенные снегом следы.

На следующий день, 27 февраля, поисковики из группы Слобцова обнаружили тела Кривонищенко и Дорошенко. Место обнаружения находилось приблизительно в 1,5 км на северо-восток от палатки, под крупным кедром близ края леса. Тела, раздетые до нижнего белья, лежали рядом друг с другом около остатков небольшого костра, которые ушли в снег. Практически одновременно с этим в 300 метрах от кедра вверх по склону в направлении палатки было найдено тело Игоря Дятлова. Оно было слегка занесено снегом, полулежало на спине головой в сторону палатки, приобнимая рукой ствол березы. Вечером того же дня с помощью розыскной собаки было обнаружено тело Зинаиды Колмогоровой. Оно находилось под слоем плотного снега примерно в 330 метрах выше по склону от тела Дятлова.

2 марта был найден лабаз (запасной склад продуктов) тургруппы, который находился в лесу в 300 метрах от базового лагеря поисковиков.

5 марта в 150 метрах от расположения тела Колмогоровой под слоем снега в 15–20 см с помощью железных зондов был найден труп Рустема Слободина. Тела Дятлова, Колмогоровой и Слободина находились на прямой линии от леса к палатке.

В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы причиной смерти всех пятерых туристов явилось переохлаждение.

Дальнейшие поиски в марте и апреле к результату не привели. Судьба остальных четырех членов группы оставалась неизвестной вплоть до начала мая, когда недалеко от ложбины протекающего рядом ручья под интенсивно таявшим снегом обнажились сорванные хвойные ветки и обрывки одежды.

Поисковики произвели в этом месте раскоп и обнаружили под толщей снега более 2,5 метра настил площадью около 3 квадратных метров, сделанный из вершин небольших пихт. На настиле лежало несколько предметов одежды. При дальнейшем поиске в ложбине, примерно в шести метрах от настила и в 70 метрах от кедра, где были обнаружены первые тела (Кривонищенко и Дорошенко), вниз по течению ручья под слоем снега от двух до двух с половиной метров были найдены тела оставшихся туристов.

Сначала нашли Людмилу Дубинину, в положении стоя на коленях с опорой грудью на уступ, образующий водопад ручья, головой против течения. Почти сразу после этого рядом обнаружили тела троих мужчин. Тибо-Бриньоль лежал отдельно, а Колеватов и Золотарев – словно обнявшись «грудь к спине».

На момент составления протокола обнаружения все трупы находились в воде и характеризовались как разложившиеся.

Весьма интересным является заключение судмедэкспертов. Переохлаждение, явившееся причиной смерти пяти участников группы, тела которых были обнаружены в феврале и марте, привело к гибели лишь одного из четырех найденных в ложбине ручья дятловцев – Александра Колеватова.

Причиной смерти Семена Золотарева, Николая Тибо-Бриньоля и Людмилы Дубининой стали несовместимые с жизнью травмы, такие как двухсторонние оскольчатые переломы ребер (у Золотарева и Дубининой) и закрытого многооскольчатого вдавленного перелома в область свода и основания черепа (Тибо-Бриньоль).

Особой деталью заключения является отсутствие глаз и языка у трупа Людмилы Дубининой. Причем в заключении судмедэксперта Бориса Возрожденного из Ивдельской исправительно-трудовой колонии, где проводилась экспертиза, особое внимание уделено тому шокирующему факту, что язык у девушки был вырван прижизненно. Именно вырван…

Надо отметить тот факт, что каких-либо наружных телесных повреждений на трупах зафиксировано не было.

Если кратко резюмировать изложенное, то события, предположительно, происходили следующим образом: ориентировочно 1 февраля 1959 года группа Дятлова, следуя составленному маршруту, вышла к подножию горы Холатчахль, где обустроила лабаз. По неизвестной причине ночевать в месте обустройства лабаза дятловцы не стали и продвинулись дальше вверх по склону, где вечером того же дня поставили палатку. Поздно вечером или ночью кто-то или что-то потревожило туристов. Причем их реакция напоминала паническую. Дятловцы разрезали скаты палатки и направились вниз в сторону леса. Так как часть одежды и обуви членов группы осталась в палатке, где ее и нашли впоследствии поисковики, можно сделать вывод, что часть группы была полураздета и босиком. Это обстоятельство подтверждает факт внезапности и поспешности покидания палатки. Этот же факт подтверждается и тем, что туристы выходили из палатки не через вход, а разрезав ее. Спустившись в лес, туристы развели костер на поляне у кедра.

Через какое-то время Дятлов, Колмогорова и Слободин поочередно предприняли попытку возврата к палатке, что подтверждает расположение их тел, по прямой линии в сторону палатки, однако до палатки они не добрались. Замерзли.

Кривонищенко и Дорошенко оставались у костра, где и были обнаружены поисковиками. Дубинина, Золотарев, Колеватов и Тибо-Бриньоль по какой-то причине оборудовали настил в отдалении от поляны с кедром у протекающего неподалеку ручья, где их и настигла смерть. Причем у трех из них смерть была насильственной и жуткой.

Официальное следствие по факту обнаружения трупов было начато после возбуждения уголовного дела прокурором города Ивделя Василием Ивановичем Темпаловым 27 февраля 1959 года. Темпалов же и начинал расследование причин гибели туристов: провел осмотр палатки, мест обнаружения тел пяти туристов, а также провел допрос ряда свидетелей.

С марта 1959 расследование было поручено прокурору-криминалисту Свердловской прокуратуры Льву Никитичу Иванову. Следствие продлилось три месяца и было неожиданно прекращено с формулировкой: «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Сразу по прекращении дело было полностью засекречено. Более чем странный результат…

Излишне говорить о том, что прекращение уголовного дела с подобной формулировкой не устроило никого. Ни простых людей, тех, кто был в курсе событий, и уж тем более ни родственников, ни друзей, ни близких погибших. По этой же причине события на перевале Дятлова были и остаются одной из самых интригующих тайн современности.

Группа Дятлова – не единственная погибшая группа туристов. К несчастью, подобные эпизоды периодически случаются в тех или иных местах. Бывает и так, что причины гибели выясняются не сразу. История знает достаточно случаев, когда причины гибели так и не были установлены. Более того, иногда даже не были обнаружены тела.

Как пример можно привести исчезновение шестерых членов экипажа четырехмоторного самолета ДБ-А с бортовым номером Н-209 под командованием советского летчика Сигизмунда Леваневского, совершавшего в августе 1937 года перелет из Москвы через Северный полюс в Фэрбанкс, штат Аляска, США. Радиосвязь с самолетом прервалась 13 августа в 17:58 по московскому времени, после того, как он пролетел над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. Поиски к результатам не привели. Экипаж считается пропавшим без вести по настоящее время.

Перелет Леваневского был событием мирового масштаба, широко освещался средствами массовой информации, и тем не менее даже это событие не вызывает такого интереса, как тайна перевала Дятлова в силу чрезвычайных и необъяснимых обстоятельств гибели группы Дятлова.

На сегодняшний день существует более семидесяти версий происшедшего. Рассмотрим основные по категориям:

  1. Естественно-природные: эта категория версий рассматривает в качестве причин происшествия естественные воздействия природной среды, такие как лавина, сильный ветер, шаровая молния, столкновение с дикими животными и тому подобное.
  2. Криминальные и техногенно-криминальные: общим для этой категории версий является наличие человеческого злого умысла, получающего выражение в убийстве тургруппы Дятлова и/или сокрытии сведений о воздействии на нее некоего техногенного фактора. К этим версиям в частности относятся:

– убийство туристов беглыми заключенными;

– гибель от рук манси – местного коренного населения. На этой версии стоит остановиться подробнее.

Существует предположение, что уголовное дело было засекречено именно по причине причастности манси. Якобы это было ритуальное убийство, так как окрестности горы Холатчахль являются для манси священным местом и появление там человека, в понимании местного коренного населения, было недопустимым, вследствие чего манси в наказание расправились с группой туристов. Особым обстоятельством, указывающим на эту версию, был вырванный язык Людмилы Дубининой. А так как в Советском Союзе подобного «не могло» произойти, то дело было срочно засекречено с уклончивой формулировкой.

- нападение браконьеров - сотрудников МВД. Согласно этой версии дятловцы столкнулись с офицерами правоохранительной системы, занятыми браконьерством. Сотрудники МВД (вероятнее всего Ивдельлага) из хулиганских побуждений напали на тургруппу, что привело к гибели туристов от травм и переохлаждения. Факт нападения впоследствии был успешно скрыт.

- «контролируемая поставка». Конспирологическая версия Алексея Ракитина, согласно которой несколько участников группы Дятлова были сотрудниками КГБ под прикрытием. Они должны были при встрече передать замаскированным под другую тургруппу иностранным агентам важную дезинформацию, касающуюся советских ядерных технологий, но те раскрыли этот план либо нечаянно демаскировали себя и потому убили всех членов группы Дятлова. В соответствии с этой версией Ракитин написал книгу «Смерть, идущая по следу». В ней он детально и весьма убедительно изложил свою точку зрения на события. У данной версии много сторонников.

- ссора между туристами. Существует версия, что причиной трагедии могла быть бытовая пьяная ссора или драка из-за девушек между участниками похода, приведшая к насильственным действиям и последующей трагедии.

- техногенно-криминальные причины. Согласно этим версиям, группа Дятлова оказалась под ударом некоего испытываемого оружия (боеприпаса или ракеты нового типа). Считается, что это спровоцировало поспешное оставление палатки, а возможно, и прямо способствовало гибели людей. В качестве возможных поражающих факторов упоминаются: компоненты ракетного топлива, натриевое облако из специально снаряженной ракеты, воздействие ядерного или объемного взрыва.

Екатеринбургский журналист А. И. Гущин опубликовал версию, что группа стала жертвой испытания бомбы, скорее всего, нейтронной, после чего в целях сохранения государственной тайны была инсценирована смерть туристов в экстремальных естественных условиях.

  1. Мистические и фантастические причины. К этой категории относятся версии, использующие для объяснения происшествия факторы, существование которых не признается научным сообществом: паранормальные явления, инопланетные контакты, проклятия, нападение снежного человека, нечистой силы и тому подобное.

В контексте этих версий отдельно надо отметить факты многочисленных наблюдений очевидцами НЛО в период произошедших событий над горами Северного Урала, а именно: светящихся огненных шаров в небе. При этом очень важным обстоятельством является то, что часть наблюдений была сделана военнослужащими и сотрудниками государственных организаций. Эти наблюдения были документально оформлены.

В последние годы появилась еще одна версия, которая не относится к вышеперечисленным: воздействие звуковой волны низкой частоты. Человеческое ухо различает частоту звука от 16 до 20 000 герц. Ниже этого порога – инфразвук. Выше – ультразвук. Ухо не слышит ниже и выше. Но человек находится в диапазоне воздействия этих звуков. На частоте от 7 до 13 герц возникает природная волна страха, излучаемая тайфунами, землетрясениями, извержениями вулканов. Звуки, побуждающие все живое покидать очаги стихийных бедствий. Самая опасная частота от 7 до 9 герц. Она совпадает с колебаниями мозга и нарушает мыслительный процесс. Человеку под воздействием таких звуковых волн начинает казаться, что его голова разрывается на куски. Он впадает в состояние паники, ужаса, отчаяния. Стоит отметить, что эта версия является основной, объясняющей, например, причину бесследного исчезновения кораблей и самолетов в Бермудском треугольнике. Существует предположение, что группа Дятлова оказалась в зоне воздействия такой звуковой волны.

Несмотря на такое разнообразие версий, ни одна из них не объясняет всех фактов и обстоятельств дела.

Так, например, естественно-природные версии не объясняют наличия повышенной радиоактивности на телах и одежде некоторых членов группы, о которой говорится в различных источниках, а также характер травм. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, цвет тел участников группы был неестественным. От темно-голубого до оранжевого. Это обстоятельство упоминается в ряде источников.

С криминальными версиями не стыкуются те факты, что все вещи, деньги и ценности дятловцев остались нетронутыми. Кроме того, на месте происшествия не обнаружено никаких признаков присутствия кого-либо другого, кроме самих членов группы. Травмы, полученные Дубининой, Золотаревым и Тибо-Бриньолем имеют характер внутренних повреждений, а при криминальном характере событий травмы неизбежно были бы и наружными. Кроме того, если предположить что с частью дятловцев расправились, то почему этого не сделали с остальными шестью членами группы, умершими от переохлаждения? Криминальные версии также не объясняют и упомянутой выше радиации и цвета тел.

Техногенные версии несостоятельны хотя бы потому, что на местности не обнаружено ничего противоестественного: следов взрывов, ракетного топлива, какой-либо техники. Не объясняют они и характера травм.

Что касается мистических и фантастических версий, то в силу своей специфики они могут объяснить в принципе все. Поэтому их анализ нецелесообразен.

Инфразвуковая версия хоть и является новой, однако также не объясняет большинство фактов. Радиацию, цвет тел, характер травм…

Изучением загадки гибели группы Дятлова занимаются многие. Специалисты и просто энтузиасты. Был даже создан Общественный фонд «Памяти группы Дятлова».

Людей, изучающих этот вопрос, условно называют «дятловедами». Написан ряд книг. Снято множество документальных фильмов и сюжетов.

В 2013 году на экраны вышел художественный фильм американского режиссера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова», а в текущем году нас ожидает премьера российского художественного телесериала «Перевал Дятлова». Однако разгадка происшествия не приблизилась.

60-летие событий на перевале породило новую волну интереса. Средства массовой информации запестрили сообщениями на эту тему. В свет вышли новые публикации, новые видеосюжеты, были проведены ток-шоу. Однако, кроме уже известных фактов, ничего нового в них нет, за исключением одного важного факта: обнародована служебная записка прокурора города Ивделя младшего советника юстиции Василия Ивановича Темпалова (того самого, который возбудил уголовное дело) на имя следователя по особо важным делам прокуратуры Свердловской области Владимира Коротаева.

Приводим часть текста записки: «Владимир Иванович (подчеркнуто). Для доклада зам. прокурору РСФСР по уголовному делу по факту смерти туристов я вызван и уезжаю в г. Свердловск на 2–3 дня, поэтому прошу тут смотреть, и чтобы было все в порядке. Прошу тебя интересоваться за н/судами (народные суды), если пошлют дела на доследование или будут оправданы, опротестуй приговора также в 5-дневный срок. Все дела верные. Кроме того, по заданию облпрокурора допроси нач-ка лаг. отделения Хакимова на пос. Вижай по вопросу говорил ли начальник туристской группы Дятлов (который погиб) о том, что они вернутся в Вижай не 12.02.59, а 15.02.59».

Казалось бы, обычная рабочая переписка сотрудников прокуратуры, если бы не дата записки – 15 февраля 1959 года. Дата обозначена в записке трижды. Как мы знаем, 15 февраля является датой, когда группа Дятлова только еще должна была прибыть в Свердловск и тем самым полностью завершить поход.

Поиски пропавшей группы начались 23 февраля. А, если верить служебной записке, прокуратура знала о гибели группы еще до 15 февраля.

Дата служебной записки, конечно, имеет важное значение, но все-таки не фундаментальное и не решающее. Однако теперь мы подходим к самому интересному – дате возбуждения уголовного дела. По официальным сведениям, датой возбуждения дела считают 27 февраля. А на обложке дела указана дата – 6 февраля 1959 года.

На дату возбуждения дела исследователи обращали внимание и ранее. Однако глобальных выводов не делали. Имело место даже мнение об ошибке в дате на обложке дела. Но теперь, при наличии служебной записки Темпалова Коротаеву, такая хронология уже вряд ли выглядит случайной. Если уголовное дело было возбуждено еще 6 февраля, то получается, что сотрудники прокуратуры знали о гибели группы практически сразу после произошедшего. Однако по какой-то причине официальные поиски были начаты лишь 23 февраля.

Перечисленные обстоятельства придают истории группы Дятлова еще более загадочный характер. Почему официальные власти скрывали информацию о гибели группы до 23 февраля? Почему дело было неожиданно прекращено и засекречено? Ответов на эти вопросы нет.

Впрочем, несовпадение дат является не единственной загадкой этого дела. Необъяснимым является молчание и явное нежелание общаться на эту тему единственного выжившего участника группы – Юрия Юдина, который давал немногословные интервью, рассказывая о самых общих деталях. Как нам представляется, причиной такого нежелания являлась не только и не столько его скорбь по погибшим друзьям.

Немало вопросов вызывает личность одного из участников похода – Семена Золотарева. Он был самым старшим в группе. В отличие от остальных участников похода, возраст которых составлял 21–23 года, Золотареву было 38 лет. Кроме того, он не имел отношения к Уральскому политехническому институту, где обучались остальные участники группы. Он был инструктором туристической базы «Коуровская», располагавшейся в Свердловской области, где и познакомился с Игорем Дятловым незадолго до похода. Вопрос вызывает то обстоятельство, что Дятлов пригласил его для участия в походе, хотя всегда очень серьезно относился к подбору состава групп и предпочитал совершать походы с друзьями – проверенными и надежными людьми, которых он знал не первый год. Кроме того, в ряде источников упоминаются татуировки на теле Золоторева, обнаруженные судмедэкспертами, которых якобы при жизни у Золотарева не наблюдали. Родилась даже версия, что в составе группы погиб не Золотарев. Версия была настолько распространена, что была проведена эксгумация. Версия не подтвердилась. Было однозначно установлено, что в могиле похоронен Семен Золотарев.

Загадкой остается характер травм, явившихся причиной смерти Дубининой, Золотарева и Тибо-Бриньоля. Как упоминалось выше, это были двухсторонние оскольчатые переломы ребер. При этом наружных повреждений зафиксировано не было. Судмедэксперты так и не смогли пояснить, каким образом могли быть получены такие травмы без внешнего воздействия.

К слову о судмедэкспертах: в некоторых источниках упоминается информация о том, что после обследования тел дятловцев эксперты производили процедуру обтирания себя спиртом, а по некоторым данным окунались в бочку со спиртом. Маловероятно, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Что-то послужило основанием для такого рода упоминаний.

Косвенно это подтверждается сведениями о том, что пилоты вертолетов, перевозившие тела погибших туристов в Ивдель, отказывались их перевозить без цинковых гробов, но эти сведения не подтверждены. Возможно, данные обстоятельства как-то связаны с зафиксированным повышенным уровнем радиации тел некоторых членов группы и/или разным цветом тел.

Еще одним загадочным обстоятельством являются сведения о том, что в марте 1959 года в Ивдель привезли не пять, а семь тел погибших туристов. Об этом есть свидетельские показания медсестры Пелагеи Ивановны Солтер, ассистента судмедэксперта. В уголовном деле (вернее, в доступной его части) сведения об этом отсутствуют. Как мы знаем, в мае было обнаружено четыре тела. Если верить показаниям Солтер, следует вывод, что всего тел было одиннадцать.

На основании этих сведений некоторые исследователи выдвинули, по сути, новую версию. Они предположили, что поход дятловцев был вовсе не обычным походом, а имел какую-то секретную цель, так как преподносился как обычный туристический поход. Групп якобы было две. И обе погибли. Два тела были телами погибших членов второй группы. Засекреченной. Данное предположение не только не объясняет сути событий, а наоборот, вызывает еще больше вопросов. Впрочем, сторонников у этой версии немного.

Не остались в стороне от 60-летней даты и государственные структуры. Прокуратура РФ заявила о намерении возобновить следствие по делу. В одном из новостных сюжетов представитель прокуратуры с торжественным видом, но совершенно равнодушным, если не сказать отсутствующим лицом, демонстрировал представителям СМИ страницы уголовного дела. Театральная решимость прокуратуры вызывает у исследователей, всерьез работающих над разгадкой тайны, в лучшем случае усмешку, особенно после еще одного заявления прокуратуры – о том, что все версии, кроме естественно-природных, являются несостоятельными и рассматриваться не будут. То есть прокуратура без всяких оснований выбирает из всех версий самую легкую, но при этом самую неправдоподобную, так как эта версия не объясняет большинства фактов.

Возникает вопрос о намерениях прокуратуры. Провести формальное расследование, полистать пыльные страницы уголовного дела, объяснить все сходом лавины и закрыть дело теперь уже навсегда? В чем причина категоричности, с которой прокуратура отрицает криминальные версии?

Тем временем интерес к событиям на перевале не утихает, и вот уже новая группа исследователей, на этот раз шведских, пройдя по маршруту группы Дятлова, ставит свой «диагноз»: туристы погибли в результате резко начавшейся снежной бури, – продолжая тем самым изжившую себя природную версию.

Много шума, много публикаций, разговоров, заявлений, догадок. Однако по сути ничего нового.

Среди всеобщего «дятловедческого» движения есть точка зрения одного из исследователей вопроса – Петра Семилетова, который обратил внимание на детали, незамеченные другими. Причем распознал он их на фотографиях, сделанных дятловцами и поисковиками в январе-мае 1959 года.

На некоторых фотографиях совершенно очевидно присутствие человека или людей небольшого роста (вернее, карликового). Так, например, на одном из снимков Зинаида Колмогорова протягивает кому-то два кусочка сахара на ладони. Этот «кто-то» вне снимка (возможно, снимок сделан так специально), но его рост не выше детского, и стоит он на маленьких лыжах. Рядом в снег воткнуты лыжные палки размером вдвое меньше обычных.

На другом снимке двое поисковиков манси. У их ног тело, завернутое в брезент и шкуры. Небольшое тело. Даже в сравнении с низкорослыми манси. И опять те же маленькие лыжные палки. И третий снимок, где поисковики достают из оврага чье-то тело. Такого же размера, но в непонятном облачении наподобие комбинезона.

Кто же этот маленький человек или люди? Дети? Вряд ли. Как упоминалось выше, поход дятловцев был высшей категории сложности. Никто не взял бы детей в такой сложный и длительный поход, тем более зимой.

Кроме того, на большинстве других фотографий ничего подобного не наблюдается. Какие-либо сведения о детях или людях карликового роста в документах и показаниях свидетелей отсутствуют. На наш взгляд, разгадку этой таинственной истории надо искать именно в этом направлении, так как это единственное фотографически зафиксированное обстоятельство из вновь открытых.

Так как ни одна из известных версий не объясняет совокупность фактов произошедшей трагедии, и с учетом наличия на фотоснимках тел людей или существ карликового роста (условно назовем их «низкими») попробуем выдвинуть собственную версию произошедшего: по нашему мнению поход группы Дятлова имел конкретную засекреченную цель, которая тщательно скрывалась как самими участниками похода, так и официальной властью.

В походе дятловцы, вероятно, должны были встретиться с представителями той самой низкорослой расы, присутствие которой прослеживается на фотоснимках, но нигде не упоминается. Цель этой встречи неизвестна. Однако известен ее результат: гибель группы Дятлова и, предположительно, одного или двух «низких».

Что послужило причиной такой развязки? Возможно, конфликт между дятловцами и «низкими». Как уже писалось выше, на одном из фотоснимков запечатлен момент, как Зина Колмогорова протягивает одному из «низких» два кусочка сахара на ладони. Это означает, что изначально конфликта не было. Теоретически можно предположить, что конфликт вспыхнул внезапно и привел к гибели дятловцев и одного или нескольких «низких».

Однако, учитывая характер травм погибших туристов и отсутствие следов борьбы, такой вариант представляется маловероятным.

На наш взгляд, причиной гибели стало вмешательство третьей силы. Кто или что – предположить сложно, однако ясно одно: эта третья сила обладала неординарным или даже сверхъестественными способностями. Ибо только так можно объяснить фактуру произошедшего: страшные внутренние травмы дятловцев (двухсторонние оскольчатые переломы всех двенадцати ребер (Золотарев), вырванные языковая диафрагма и глазные яблоки (Дубинина), раскол черепной коробки (Тибо-Бриньоль)) без внешних повреждений, различный противоестественный цвет тел, отсутствие следов борьбы, поспешность покидания дятловцами палатки.

С большой долей вероятности можно предположить, что секретность уголовного дела связана именно с таким развитием событий, а вовсе не с мнимой причастностью манси и даже не с фактом массовой гибели людей.

Пока тайна гибели девяти человек из группы Дятлова остается нераскрытой. За 60 лет к ее разгадке не сумел приблизиться никто из исследователей трагедии, что говорит в пользу непознанной третьей сверхъестественной силы.

Андрей БОРИСЕНКО

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."