ТРАГЕДИЯ В КРУТОБЕРЕГОВО

Печать
PDF

Еще один ребенок погиб из-за халатности чиновников и коммунальщиков

На Камчатке в очередной раз начались массовые проверки отопительных сетей, канализационных коммуникаций и системы водоотведения, а также прилегающих к ним территорий. Поводом для них стала трагедия, разыгравшаяся 15 мая в селе Крутоберегово Усть-Камчатского района. Там шестилетняя девочка погибла, провалившись в открытый люк канализационной цистерны.

В управлении Следственного комитета РФ по Камчатскому краю рассказали, что в последний раз живой родители девочки видели ее в 11 часов утра, когда та вышла из пятиэтажного дома по улице Аэрофлотская на прогулку. Мать ребенка, которая все время наблюдала за ней из окна, на несколько минут отвлеклась на двоих других своих детей, а когда снова посмотрела на улицу, дочки уже не было видно.

Женщина отправила на поиски малышки мужа, который и обнаружил ее во вкопанной в землю в 30 метрах от дома цистерне с канализационными отходами. Девочка была уже мертва. Причиной смерти официально названо утопление. Уровень фекальных вод в цистерне составлял один метр 15 сантиметров. Шансов выбраться оттуда самостоятельно у девочки, которая, по-видимому, потеряла сознание, не было никаких.

«Неприкрытый крышкой люк был припорошен снегом. Вероятно, девочка, не заметив опасности, шагнула в него», – говорится в сообщении регионального следственного управления. По факту трагической гибели ребенка возбуждено уголовное дело по второй части статьи 109 Уголовного кодекса РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Максимальное наказание по ней составляет три года лишения свободы. Но удастся ли найти виновных – большой вопрос.

Теперь по всему полуострову коммунальщики проверяют подведомственные им объекты, которые могут представлять опасность для людей. «Выявленные нарушения устраняются безотлагательно. Формальный подход к подобным проверкам недопустим. Вместе с тем мы понимаем, что источники опасности на коммунальных объектах зачастую появляются стихийно, а потому обращаемся ко всем жителям Камчатки. Если вы видите открытые колодцы, парящие теплотрассы, порывы на водопроводах и сетях теплоснабжения, сообщайте об этом в муниципальные единые дежурные диспетчерские службы», – призвал министр ЖКХ и энергетики Камчатского края Владимир Тихонович.

Прежде всего зададим господину Тихоновичу вопрос, что он имеет в виду, говоря о «стихийном» появлении источников опасности на коммунальных объектах? Неужели крышки канализационных люков и перекрытия теплотрасс уносит ураган? На самом деле, на наш взгляд, стихия здесь ни при чем. О ней можно говорить только тогда, когда происходит нечто, неподвластное человеческой воле. К примеру, сильным ветром валит деревья или срывает крыши. В данном же случае речь идет исключительно о безответственности людей, которые не хотят или не могут надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности.

Говорить о какой-то стихии – это вообще очень удобная позиция. Она позволяет снять вину как с себя самого, так и с подведомственных министерству предприятий и учреждений, которые не следят должным образом за состоянием собственного имущества. А если министр ЖКХ и энергетики может только жаловаться на несуществующую стихию, не пора ли ему подумать о том, чтобы оставить свой пост?

Из слов господина Тихоновича можно сделать вывод, что ситуация в камчатском жилищно-коммунальном хозяйстве является катастрофической. Как назвать ее иначе, если ответственным работникам предприятий отрасли нужна информация от жильцов о том, что и где у них не в порядке? Получается, что вся система ЖКХ в крае устроена так, что для устранения источников опасности на инженерных сетях обязательно кто-то должен погибнуть?

Погибают при этом чаще всего дети, у которых чувство опасности развито гораздо в меньшей степени, чем у взрослых, зато любопытство перехлестывает через край. Впрочем, иногда, как это произошло на прошлой неделе в Крутоберегово, трагедия может произойти совершенно случайно. Просто из-за того, что какому-то разгильдяю, возможно, работающему в ООО «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района», не пришло в голову закрыть крышкой люк канализационной цистерны, который за зиму занесло снегом. К слову, по словам опрошенных следователями жителей окрестных домов, злополучный люк был открыт уже несколько лет и никогда не закрывался.

Теперь коммунальщики в состоянии, близком к панике, кинулись проверять свои объекты на предмет безопасности. Помнят ли о том, что аналогичная масштабная ревизия инфраструктуры в регионе уже проводилась немногим более двух лет назад? Тогда ее начали после страшной гибели троих второклассников первой школы Петропавловска – Даниила Слисаренко, Александра Санько и Даниила Винника – в январе 2016 года. Их тела с обширными термическими ожогами были обнаружены вечером январского дня в камере теплосети у одного из жилых домов на улице Пограничной.

О том, что произошло в январе 2016 года, наша газета писала много раз. Причиной гибели детей тогда стало воздействие высоких температур. Кипяток натек в яму глубиной два с половиной метра из поврежденной теплотрассы, проходящей в 30 метрах от образовательного учреждения, где учились дети. Плита перекрытия на переходной камере обрушилась. Канава с парящим кипятком была прикрыта лишь древесно-стружечной плитой, которая проломилась под восьмилетними мальчиками.

В марте прошлого года виновных в этой трагедии судили. Начальник тепловых сетей филиала энергокомпании «Камчатские ТЭЦ» Евгений Королев, так и не признавший себя виновным, был приговорен к четырем годам и девяти месяцам колонии-поселения. Еще четверо подсудимых – начальник первого района тепловых сетей Дамир Баширов, мастер Андрей Лепистов, а также двое рядовых слесарей Виктор Атаманов и Валерий Власенко – проведут в аналогичных условиях по три года. В суде стороне обвинения удалось убедительно доказать, что они совершили преступление, предусмотренное частью 3 статьи 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц».

Судом было установлено, что еще 24 января прошлого года – за четыре дня до трагедии – в оперативно-диспетчерскую службу филиала «Камчатские ТЭЦ» ПАО «Камчатскэнерго» по телефону поступило заявление о парении из теплотрассы в районе дома 30/1 на улице Пограничной. Речь шла о той самой тепловой камере, жертвами которой суждено было стать восьмилетним школьникам. После того как дежурный диспетчер распорядился проверить информацию, на место выехал мастер. Он установил, что из переходной камеры идет сильный пар, а также отсутствует средняя плита бетонного перекрытия, и вызвал ремонтную бригаду.

Однако работать в переходной камере слесари не смогли: яма оказалась заполненной кипятком. Когда воду все-таки смогли откачать, там обнаружили свищ на подземном участке теплотрассы. Однако отверстие колодца лишь накрыли обломком ДСП. Работы были отложены до 26 января. В этот день на аварийный участок выехала уже другая ремонтная бригада под руководством мастера Андрея Лепестова, оказавшегося в итоге на скамье подсудимых. Он и его подчиненные снова откачали воду и установили хомут на трубопроводе диаметром 133 миллиметра. Полностью ликвидировать аварию не получилось, однако парение уменьшилось.

Лепестов доложил начальнику первого энергорайона Дамиру Баширову о том, что авария частично устранена, но для полного устранения ее последствий необходимо поменять значительный подземный отрезок теплотрассы. Поскольку по ней предусмотрена подача пароводяной смеси температурой около 110 градусов по Цельсию под давлением 10 атмосфер, подземные работы потребовали согласования в межведомственной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа.

В течение следующих двух дней собраться членам этой неповоротливой комиссии было как-то недосуг, а яма с кипятком осталась без присмотра. Ограждение вокруг нее установлено не было, причем мастер соврал дежурному диспетчеру, что данная работа выполнена. Четверо суток энергетики своим равнодушным бездействием приближали трагическую развязку.

После окончания уроков 28 января, примерно в 16 часов 45 минут, из школы номер 1 вышли трое восьмилетних мальчиков, два Даниила и Саша. Но до дома они не дошли, и родители забили тревогу. На поиски пропавших детей поднялись полицейские, волонтеры и все неравнодушные жители района. Чуда не произошло. Тела школьников были обнаружены около 22 часов в неогражденном колодце, наполненном кипятком.

Тогда жилищно-коммунальные чиновники, как в муниципалитетах, так и в правительстве края, едва ли не клялись, что повторение подобного чрезвычайного происшествия невозможно. Дескать, все объекты проверены, недостатки устранены, теплотрассы исправны, а канализационные люки закрыты. Теперь выясняется, что все это было абсолютной фикцией. Ревизии ограничились тем самым «формальным подходом», о недопустимости которого взывает сегодня министр ЖКХ и энергетики Владимир Тихонович.

В 2016 году он рапортовал через пресс-службу своего министерства: «В ходе проведенной проверки были выявлены десятки фактов неисполнения требований правил безопасности при эксплуатации и проведении аварийных и плановых работ на объектах тепло-, электро- и водоснабжения: отсутствие люков на канализационных колодцах; отсутствие заграждений и предупредительных знаков о проведении ремонтных и аварийных работ и многое другое. По данным на первое февраля, все выявленные нарушения были устранены».

Как теперь выясняется, тогда министр Тихонович вольно или невольно врал. Устранены были далеко не все нарушения. Во всяком случае канализационная цистерна в Крутоберегово так и оставалась с открытым люком, словно поджидая свою жертву.

Случай на улице Пограничной стал, пожалуй, единственным на Камчатке, когда преступников, из-за которых погибли дети, выявили и наказали. В других подобных трагедиях виновные так и не были названы. Чаще всего это происходило потому, что объекты коммунальной инфраструктуры, где погибали дети, оказывались бесхозными, а за их содержание и безопасность вообще никто не отвечал.

Так произошло, например, в конце марта 2002 года в краевой столице. По халатности взрослых, отвечающих за канализационные люки и колодцы, с интервалом в два дня погибли двое детей. Ни один из них, упав с высоты более трех метров, выбраться обратно уже не смог.

Первой жертвой 20 марта стал шестилетний Владик Сашествинский, который буквально на несколько минут раньше мамы вышел на улицу. Во дворе дома по улице Океанской, 94б, принадлежащего военным, мальчик решил опробовать новенький лук, который ему подарили. Вылетевшая стрела упала за огромным сугробом снега, и Владик побежал ее искать. Исчезнувшего мальчика первыми хватились дворовые ребята. Они сбежали с косогора, заваленного снегом, вниз, где отчетливо виднелись следы ребенка, но самого его не было видно, только сиротливо лежал на снегу лук. И тут ребята поняли: стряслась беда.

Жившая по соседству Ольга Бухарева, выгуливавшая в этот момент во дворе собаку, вспоминала: «Я кинулась к тому месту, которое показали дети, увидела идущие пузыри, и стала звать на помощь. А мальчишки тем временем вызвали милицию. На удивление, стражи порядка приехали очень быстро, но действия взрослых мужчин вызывали по меньшей мере недоумение: постояв на косогоре, они попросили палку, пришлось бежать домой за шваброй, но так как она оказалась короткой, то, естественно, милиционеры ничего в колодце глубиной 4,5 метра не нащупали».

Владика из колодца вытаскивал его папа Виталий Сашествинский. Вот как об этом тогда рассказывал он сам: «Дна я не достал, но почувствовал под ногами что-то мягкое. И когда нырнул еще раз, то поддел курточку и вытащил сына наверх. Признаков жизни он не подавал. Сразу стали делать искусственное дыхание, но все было напрасно».

Через два дня, 22 марта 2002 года, трагически погиб, упав в открытый колодец за гастрономом на улице Дачной, на пересечении с Туристическим проездом, тринадцатилетний Алеша Мезинцев. Ученик седьмой петропавловской школы, сорвавшись в колодец, ударился головой о вентиль.

Прокуратура города тогда возбудила два уголовных дела по той же второй части статьи 109 Уголовного кодекса РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Оба дела были похожи между собой, как две капли слез матерей, нелепо оставшихся без своих сыновей. Хотя почему нелепо? Как это ни цинично звучит, когда-нибудь смерть должна была постучаться в чьи-нибудь двери. Ведь люки не были закрыты, а значит, рано или поздно в них кто-то должен был упасть.

Колодцы, не случись беды, вряд ли бы закрыли. И виноваты в этом, прежде всего, конкретные люди. Найти их являлось задачей правоохранительных органов Камчатки. Разумеется, признать себя виновным добровольно никто не захотел. В итоге в 2002 году фактического хозяина открытого колодца в районе Дачной прокуратура установила сразу. По всем документам им являлось акционерного общества «Камчатсккоммунэнерго».

Руководство предприятия первоначально вину не признало, сославшись на отсутствие результатов судебно-медицинской экспертизы. Но и ответить на вопрос, почему люк был открыт, также не смогло. Собственное расследование предприятия, как и следовало ожидать, ощутимых результатов не дало. Хотя к тому времени официальная экспертиза подтвердила, что Алеша Мезинцев умер в результате удара головой о вентиль.

Что касалось второго уголовного дела, по факту гибели Владика Сашествинского, то найти виновного здесь было гораздо сложнее. Мальчик погиб, провалившись в люк, расположенный возле дома, принадлежащего, напомним, военным. Прокуратура Петропавловска возбудила уголовное дело, но вскоре все материалы передала в военную прокуратуру, поскольку все факты указывали на то, что люк вместе с домом принадлежал отделу морской инженерной службы № 261, входившему в состав группировки войск и сил на северо-востоке.

Но найти люк на своих схемах тогда не смогли ни военные, ни специалисты горводоканала. Его попросту не существовало в бумагах! При этом, как установило следствие, дома на улице Океанской, в том числе и дом № 94б, находились на обслуживании военных, о чем свидетельствует договор № 391, подписанный 1 января 2001 года военными и горводоканалом. При этом конкретный акт эксплуатационной ответственности по данным жилым домам не оформлялся. Виновных в итоге так и не установили.

Так же безрезультатно закончилось и расследование 1997 года, когда под бесхозными бетонными плитами возле дома по улице Пономарева, 33, в Петропавловске раздавило троих детей. Двое из них скончались, а еще один ребенок на всю жизнь стал инвалидом. И здесь не обошлось без военных строителей. Злополучные плиты, оставшиеся после стройки, вначале хранились на крыше гаражей, а затем их сгрузили вниз на снег. Когда подтаяло, плиты сползли вниз, как раз туда, где играли дети. Виновные снова остались не названными и не наказанными.

Будет ли кто-либо наказан в связи с трагедией в Крутоберегово, неизвестно. Судя по всему, цистерна, в которой погибла шестилетняя девочка, должна принадлежать ООО «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района», руководит которым генеральный директор Наталья Яресь. Во всяком случае именно это общество с ограниченной ответственностью осуществляет виды деятельности, связанные с производством и оказанием основных жилищных и коммунальных услуг. В том числе водоснабжение и водоотведение, распределение тепловой энергии и горячей воды, содержание внутренних и наружных сетей теплоснабжения, водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений.

То, что все это делается халатно и безответственно, установила несколько дней назад прокуратура Камчатского края. Как рассказали «Вестям» в пресс-службе ведомства, предприятие нарушает сразу несколько законов и иных нормативных правовых актов. «В нарушение требований и правил водопользования ООО «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района» бесконтрольно сбрасывает сточные воды в реку Озерная и озеро Нерпичье. Разрешительных документов на пользование водным объектом у организации нет. В отсутствие соответствующего разрешения осуществляются выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории района», – сообщили в надзорном ведомстве.

Таким образом, компания грубо нарушает требования, предусмотренные Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконные акты, в том числе санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные соответствующими санитарными правилами и нормами. По результатам проверки прокуратура направила в Усть-Камчатский районный суд исковые заявления о понуждении организации устранить допущенные ею нарушения.

Но не исключено, что цистерна с фекальными водами, в которой погиб ребенок, выражаясь словами краевого министра ЖКХ и энергетики Владимира Тихоновича, появилась на улице Аэрофлотской в Крутоберегово «стихийно». В таком случае наказаны должны быть усть-камчатские чиновники, если выяснится, что именно их халатность стала причиной гибели девочки. Прежде всего, по нашему мнению, речь идет о главе района Павле Кошкареве и руководителе управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и энергетики районной администрации Павле Сычеве.

Редакция газеты «Вести», в свою очередь, в ближайшее время проведет собственный рейд по коммунальным объектам, представляющим, с нашей точки зрения, опасность для жизни и здоровья детей.

Дмитрий ЧЕРНОВ

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."