СТОЛЕТИЕ НЕВПОПАД

Печать
PDF
Председатель Городской думы краевого центра решила –
гулять будем долго, не по-детски
Великая городская затейница, председатель Городской думы Галина Монахова, бывший министр культуры Камчатского края, бывший начальник управления культуры, спорта и молодежной политики ПКГО, бывший директор Детской музыкальной школы № 1 решила широко и бесшабашно отметить 100-летие со дня образования Городской думы. Она создала организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных с празднованием 100-летия Городской думы в городе Петропавловске-Камчатском, куда вошли 14 человек. Затем утвердила праздничный план мероприятий, которые начинаются 27 ноября и заканчиваются 15 декабря. Хотелось бы, конечно, чтобы праздник затянулся до Нового года, но эмоционально депутаты могут сильно перенакалиться. Главное – вовремя притормозить.
Сам по себе 100-летний юбилей образования Городской думы, точнее, дата его образования стала известна благодаря краеведу, писателю Валентину Пустовиту. В своей книге «Гласные – не белые, не красные», изданной Холдинговой компанией «Новая книга» в апреле 2017 года, он подробно рассказал, как возник первый на Камчатке представительный орган власти. На третьей странице крупными буквами написано: «Посвящается столетию Петропавловской Городской Думы 1917-2017». Похоже, эта книга случайно попалась на глаза Галине Васильевне, и слово «столетие» заворожило народную избранницу. Ей бы разобраться получше в датах празднования, но времени читать всю книгу не хватало, а ждать нового юбилея, например, 125-летия было невмоготу. На десятой странице вышеназванной книги написано: «Первые в истории края выборы в органы местного самоуправления проходили в воскресенье, 10 сентября 1917 года, с девяти утра до девяти вечера в бывшем губернаторском доме». Нынче на улице Ленинской, на месте снесенного главного дома дореволюционной Камчатки находится Камчатский выставочный центр. Далее на одиннадцатой странице изложено: «Спустя десять дней Петропавловский окружной суд их кассировал, то есть отменил. Н. Д. Голубецкий (Смотри далее. – Авт.) уточнил: «Основанием в отмене … послужил протест Областного комиссара по нарушению Избирательной комиссией ст. 20 Временных правил о выборах». То есть первая Дума перестала существовать, если верить Валентину Пустовиту, 20 сентября 1917 года. Полагаю, что комиссия по подсчету голосов исполнила свою работу, признала выборы состоявшимися и оформила свое решение соответствующим документом, иначе окружному суду нечего было бы отменять. Нельзя отменить результаты голосования, которых нет. А результаты не существуют без надлежащего оформления, т. е. постановления комиссии. Поэтому, с точки зрения права, датой рождения Петропавловск-Камчатской Городской думы следует считать 10 сентября 1917 года.
По иронии судьбы ровно через сто лет госпожа Монахова избралась в Городскую думу по общегородскому списку кандидатов. Хотя и это тоже вопрос спорный, не в смысле избрания Монаховой, а в смысле даты. Галина Васильевна совсем позабыла курс школьной программы по истории России (СССР).

31 января 1917 года большевистская (советская) Россия перешла на новый стиль исчисления времени, совпадающий с церковным Григорианским календарем (раньше жили по Юлианскому календарю), т. е. наши предки заснули 31 января 1918 года, а пробудились 14 февраля того же года. Это был самый массовый и длинный сон за всю историю нашей страны. Большевики передвинули календарную сетку согласно Декрету Совета Народных комиссаров «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» на плюс 13 дней. Скорее всего, в книге Валентина Пустовита стоит дореволюционная дата, т. е. – по старому стилю. Хотя нынешнему председателю Городской думы не мешало бы об этом спросить у самого Валентина Петровича. Исторические даты – вещь капризная, в одночасье они могут измениться. В нашем случае
10 сентября превратилось в 23 сентября.
Подойдем к вопросу о дате рождения Городской думы с другой стороны. Примем за точку отсчета не дату выборов, а дату первого заседания вновь сформированного представительного органа власти, когда был выбран председатель и депутаты приступили к своей работе. На одиннадцатой странице читаем: «Повторные выборы были назначены на воскресенье, 5 ноября 1917 года». И снова возникает путаница. По старому или по новому стилю идет отсчет времени? Нам когда надо было открывать шампанское – 5 или 18 ноября этого года? Запутала нас госпожа Монахова окончательно. Получился не праздник, а одно расстройство. Не будем обращать внимания на дату выборов. Вернее, обратиться к первому документу, вышедшему из недр Думы. Дата его принятия и будет временем первого заседания. Чтобы не путаться в юридических тонкостях, проще двигаться по второму пути. Но председатель Городской думы ПКГО не боится показаться смешной и заодно оглупить Городскую думу. Чего ей стыдиться, если в свое время господин Кузьмицкий, бывший губернатор Камчатского края, с легкостью перенес День города с октября на сентябрь. Видимо, он считал, что хорошая погода для Камчатки – это уже праздник. Его метод блуждающих юбилеев прижился, мы по сию пору празднуем День города, когда солнце светит и ветер не дует.
Удивляет легкость, с которой госпожа Монахова жонглирует историческими событиями и пугает, что она свое умение пытается тиражировать среди неокрепших умов, т. е. школьников. 24 ноября запланирована (цитирую с сайта Городской думы): «Череда открытых уроков, посвященных 100-летию Городской думы Петропавловска». Что она собирается отвечать на простой вопрос среднестатистического ученика девятого класса: «Когда нужно отмечать день рождения Городской думы?» Мне на этот вопрос Галина Васильевна так и не смогла ответить. Ее молодой и дерзновенный заместитель Денис Прудкий вообще пояснил, что такой даты нет, а существует некий период в истории, когда Дума Петропавловска появилась на свет. В этот исторический тупик Галина Монахова загнала себя сама и еще набрала с собой добрую пригоршню городских депутатов. Туда же угодила нынешний начальник управления культуры, спорта и молодежной политики Лилиана Соловьева. На мой вопрос Галине Васильевне, кто готовил ей историческую справку по дню рождения Петропавловской Городской думы, она ответила: «Бывший начальник информационного отдела Оксана Новикова, которая уже уволена». Пусть не заблуждается наш читатель в отношении причин увольнения бывшей чиновницы. Она уволилась по собственному желанию, историческая справка тут ни при чем.
Обращает на себя внимание эмблема, которую организационный комитет утвердил в честь столетия Гордумы. На ней изображена стела, расположенная на въезде в город со стороны автостанции, с пакетботами «Св. Петр» и «Св. Павел». Любопытно, что именно госпожа Монахова, будучи начальником Управления культуры, спорта и молодежной политики ПКГО, была инициатором сноса стелы, как не имеющей исторической и культурной ценности, а также нигде не стоящей на балансе (не имеющей хозяина).
Еще одна нелепость, правда, совсем маленькая по сравнению с предыдущими, портит юбилейную атмосферу. В состав организационного комитета Галина Монахова включила Виталия Федорова, как проректора по научной, инновационной и международной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», кандидата филологических наук, доцента. К тому времени (25 октября) он уже не являлся проректором, а был уволен из-за несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Странное дело, почему-то в организационный комитет не был включен автор книги, из-за которой начался весь сыр-бор, Валентин Пустовит.
Хотелось бы узнать, кто подсунул Галине Васильевне его книгу? Нельзя перегружать информацией сановную женщину, Городскую думу, чиновников от культуры и спорта, в конце концов.
Понимаю, что книжка вышла небольшим тиражом, ее трудно купить, поэтому с большим удовольствием размещаю в газете отрывок из книги Валентина Пустовита «Гласные – не белые, не красные», на мой взгляд, проливающий свет на формирование первой Городской думы. Итак:
«ПЕТРОПАВЛОВСК-НА-КАМЧАТКЕ  
ПЕРЕД 1917 г.
«... В Петропавловске насчитывается около 1 189 человек жителей, из коих до 400 человек составляют китайцы, корейцы и японцы и 200 человек чиновников с их семействами. Коренное население незначительное...
Занятие жителей составляет извозный промысел, торговля с уездом, рыболовство и ремесленный труд.
... В городе имеется казенная больница, четырехклассное высшее начальное училище, второклассная церковноприходская школа, окружной суд, мировой судья, местная пешая жандармская команда, часть камчатской казачьей команды и вольно-пожарное общество. Существует драматическое общество, владеющее хорошим зданием. Цель общества – давать жителям по силе своих средств развлечения, как-то: спектакли, концерты, научные сообщения, танцы и т. д.
В городе издается одна частная газета... Операции сберегательной кассы выполняют местное казначейство и почтово-телеграфная контора. Радиотелеграф, построенный в 1909 г., дает возможность иметь связь со всем миром.
Зданий в городе до 200, включительно деревянных, улицы не замощены, тротуары из досок устроены только на главной улице. Освещается город довольно хорошо...»
(Из донесения губернатора Камчатской области действительного статского советника Н. В. Мономахова Приамурскому генерал-губернатору)
ГОРОДУ НУЖЕН ХОЗЯИН
ДУМА ПЕРВАЯ
5 ноября 1917 –
24 марта 1918,
12 июля –
15 сентября 1918

В конце июля 1917 г. в разгар I Камчатского областного съезда из Петрограда поступил циркуляр в адрес местных властей. В нем значилось: «Постановлением Временного Правительства в Петропавловске-на-Камчатке введено городовое положение. Подлежит немедленно озаботиться производством выборов гласных Городской Думы, возложив распорядительные по выборам действия на временный городской комитет или на специально образованную комиссию...»
Число гласных определялось в двадцать человек. В случае отсутствия средств на проведение выборов местные власти могли получить от центра возвратную ссуду, причем с обязательным внесением ее в первую городскую смету.
30 июля 1917 г. общее собрание граждан Петропавловска образовало комиссию по выборам гласных во главе со служащим Н. Д. Голубецким, куда вошли председатель окружного суда В. П. Кадышевский, крестьянин М. К. Соколов, рыбак-охотник
А. Т. Зубков, торговцы
Г. Г. Подпругин и Н. Н. Селиванов, кассир И. Я. Иванов, помощник уездного комиссара М. И. Попов, солдат-отпускник И. Е. Ларин (в крае с 1908 г., основная профессия – слесарь), вступивший во время службы во Владивостоке в РСДРП(б) и являвшийся единственным на тот момент большевиком на Камчатке. Избирательная комиссия располагалась по месту службы ее руководителя в помещении агентства Добровольного флота (судоходная компания, осуществлявшая регулярные грузопассажирские перевозки по линии Владивосток – Петропавловск).
Составляя списки избирателей, члены комиссии в два дня обошли город, насчитывавший до двухсот пятидесяти домов. Отлучившиеся в это время из города должны были «оставить в квартире сведения о своем имени, отчестве, фамилии и возрасте».
При населении Петропавловска около 1 200 человек комиссия зарегистрировала 552 избирателя. Их списки она выставила на всеобщее обозрение в двух местах: возле своей штаб-квартиры и в Народном доме – на предмет уточнения. На ошибки или пропуски в тексте в течение пяти дней комиссии могли указать как избиратели, так и представители власти.
Избирательным правом пользовались граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий не моложе двадцати лет, проживающие в Петропавловске, либо имеющие иные, связанные с городом, определенные занятия. Поначалу к выборам не допускались представители административной власти и милиции, но затем из центра поступило разъяснение, что сей пункт положения о выборах отменен. Не разрешалось принимать участие в голосовании сумасшедшим, глухонемым, а также приговоренным судом к наказаниям, которыми предусмотрено лишение или ограничение прав состояния в течение трех лет по отбытии ими наказания.
Данный срок снижался до одного года для осужденных за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или принятие в заклад в виде промысла заведомо краденого или полученного через обман имущества. К этой же категории закон причислял лиц, отбывших наказание за подлог, ростовщичество, лихоимство и лиходательство. От участия в выборах освобождались содержатели домов терпимости.
Голосовать предстоит не за отдельных кандидатов, а по спискам, разъясняли избирателям организаторы кампании. Гласными станут те, кто включен в список, лидирующий по числу голосов. Но имеют шанс быть избранными в Думу также кандидаты из других списков, если они там значатся первыми. «Надо, следовательно, в первую очередь включать в списки наиболее желательных кандидатов».
Списки кандидатов в гласные имели право подавать группы, состоящие не менее чем из десяти человек. Таковых оказалось два. № 1 – от только что образованного (проф.) Союза рабочих и «демократических групп». № 2 – от «группы местных граждан». В первый внесли 20, во второй 19 граждан Петропавловска, в том числе руководителей Областного комитета (исполнительная власть) А. А. Пурина и П. Я. Сусляка, комиссара Временного Российского правительства К. П. Лаврова, председателя Союза рабочих П. Я. Румянцева, священника К. К. Гарднера, уездного комиссара
А. М. Пименова.
Опубликовав оба списка ровно за неделю до выборов, местная пресса (ее представляло одно-единственное периодическое издание) призвала избирателей отдать свои голоса за список № 1. В том же номере газеты печаталось обращение этой группы к гражданам Петропавловска. В нем говорилось: «Городу нужен дельный хозяин, нужна дельная, работоспособная городская дума, заботящаяся об улучшении жизни тружеников. В нашем списке № 1 представлены интересы всего городского населения; наши кандидаты будут в думе заботиться об улучшении и развитии городского хозяйства на демократических началах...»
За несколько дней до выборов, в соответствии со ст. 15 Временных правил, избирательная комиссия предложила направить для работы в ее составе по одному представителю от каждой группы, выдвинувшей кандидатов в гласные.
Когда до выборов оставалось трое суток, газета призвала горожан не относиться безучастно к выборам. «Это ваше насущное дело, ваша забота, не думайте, что кто-то за вас все сделает, как это было при старом режиме... Спешите все получить избирательные карточки и конверты от комиссии по выборам».
Первые в истории края выборы в органы местного самоуправления проходили в воскресенье, 10 сентября 1917 г., с девяти утра до девяти вечера в бывшем губернаторском доме. Процедура их была такова: горожанин проходил к месту голосования с избирательной запиской, то есть бюллетенем по-нынешнему (бланки раздавались до выборов), где им уже был помечен номер кандидатского списка, которому он отдал предпочтение. Впрочем, сделать эту пометку он мог и на участке. Избирательная записка в запечатанном конверте вручалась председателю комиссии; тот, проверив наличие печати Областного комитета, опускал конверт в присутствии избирателя в специальный ящик.
Незаполненные записки, а также написанные неразборчивым почерком или подписанные избирателем (вместо того, чтобы поставить лишь номер предпочтенного им списка), или с перечислением желательных кандидатов, считались недействительными. В расчет не принимались голоса, поданные за оба списка.
Предвыборная агитация, «выражающаяся вывешиванием воззваний, раздачею брошюр, плакатов, произнесений речей и т. п.» у входа и на самом избирательном участке во время голосования запрещалась.
Перечисленное выше содержалось в разъяснении председателя комиссии по выборам Голубецкого, опубликованном газетой «Камчатский листок» в день выборов, которая, между прочим, вышла с большим – во всю первую полосу – заголовком: «Голосуйте только за список № 2!!!», то есть за кандидатов группы местных жителей.
Подсчет конвертов с записками и поданных голосов производился в понедельник, 11 сентября. При вскрытии ящиков для голосования присутствовали все изъявившие желание граждане.
Результаты этих выборов, однако, так и не стали достоянием гласности. Спустя десять дней Петропавловский окружной суд их кассировал, то есть отменил, Н. Д. Голубецкий уточнил: «Основанием в отмене ... послужил протест Областного комиссара по нарушению Избирательной комиссией ст. 20 Временных правил о выборах».
Итак, предстояло все начинать сызнова: составлять списки избирателей и кандидатов в гласные, проводить агитацию...
Повторные выборы были назначены на воскресенье, 5 ноября 1917 г. При вторичном голосовании задача избирателей усложнялась. Если в сентябре надо было отдать предпочтение тому или другому списку, то теперь им предстояло выбирать один из пяти. Списки № 1, 2 и 5 подали местные жители, № З Союз рабочих, 2-е Петропавловское общество потребителей и демократические группы и № 4 камчатская воинская команда. В списке
№ 1 содержалось двадцать фамилий, в № 3 и 4 по 18, в № 2 – 16 и в № 5 – 10.
Некоторые кандидаты фигурировали в нескольких списках: в каждом – Николай Дмитриевич Голубецкий и владелец магазина Али Абубякарович Деушев, в четырех – приехавший на Камчатку между выборами податный инспектор Александр Яковлевич Эггенберг... Все пять списков были распубликованы 29 октября.
«Камчатский листок» напоминал: «Подача в день выборов закрытых конвертов с избирательными записками производится лично самим избирателем, и прием таковых по доверенности ни в коем случае не допускается».
Вторичные выборы в Петропавловскую городскую думу (ПГД) были признаны состоявшимися. Город получил местное самоуправление. Председателем ПГД гласные избрали А. Я. Эггенберга, городским головой Н. Д. Голубецкого.

Забудем на минутку о нашей героине, предводителе горстки бесшабашных мыслей на исторические темы. Оцените накал предвыборных страстей далекого 1917 года и злободневность агитационных правил столетней давности. Все это происходило в захолустном городишке, на самых задворках Российской империи с населением чуть более тысячи человек, где большинство жителей составляли корейцы, японцы и китайцы.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ
������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."