СВЕТ В КОНЦЕ ТОНЕЛЯ

Печать
PDF

В походе за энергоэффективностью, энергосбережением и снижением  энерготарифов  для  Камчатского края

 О проблемах камчатской энергетики Владимир Семчев многое рассказал на страницах «Вестей» в 2015 году. («В» № 60 от 20.05.2015, № 62 03.06.2015).

Как уже известно, несколько лет назад Правительство России приняло решение об  экономическом  развитии Дальнего Востока.  

Но для развития нужна  дешевая электроэнергия, развитая транспортная инфраструктура, и стабильно растущее население. Для Камчатки эти вопросы оказались нерешенными из-за устаревшего энергетического оборудования, высокой цены на  энерготарифы и убыли населения. Выделяемые субсидии сыграли негативную роль для развития энергетики Дальнего Востока. Для Камчатского края проблемы с энергоносителями (газ, уголь, дизельное топливо, мазут) из-за высокой себестоимости остались основными.  Поставки газа для Центрального энергоузла за последнее время снизились на 40% от ранее гарантированного показателя  добычи с месторождения. Газа не будет вовсе.

 

В 2010 году правительство Камчатского края утвердило «Стратегию развития энергетики Камчатского края до 2025 года», определив в ней цели и задачи. Они, в основном,  сводились к трем показателям:  снижение цены энерготарифов в крае до средних общероссийских, строительство ГЭС (каскад  ГЭС на реке Жупанова) и перевод генерации в получении электроэнергии и тепла до 60% на возобновляемые энергоисточники (гидроэнергетику, геотермальное тепло, ветро-дизельную генерацию), тем самым замещая сжигание углеводородного топлива.

Вопросы энергетики, энергоэффективности и энергосбережения вновь приобрели свою актуальность. Этому способствовала длительная совместная  работа министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края совместно с многочисленными энергоснабжающими организациями Камчатского края. В основу этой работы положена актуализация «Стратегии развития энергетики Камчатского края  до 2025 года» с перспективой развития генерирующей мощности до 2030-2040 гг.

Ответ на вопрос: почему Камчатский край, имея дешевый в современной технологии производства возобновляемый энергетический потенциал с начала 1970 годов не воспользовался им и так долго находится в числе самых дорогих регионов страны в формировании себестоимости энерготарифов  – сложен и неоднозначен.

Одной из основных причин этого явления, по моему мнению, явилось, убыль населения в крае. По этой причине не формировалось общественное мнение населения, у людей не было стремления облегчить себе условия постоянного проживания на этой территории. Этому способствовала и однобокость развития промышленности в крае – развивалась, в основном, рыбная отрасль. Такое понятие, как «я – сезонник» прочно закреплялось  в умах приезжающих и уезжающих людей.  Отработал 15 лет, заработал северную пенсию, построил «гнездо» на материке и убыл. И так из года в год, десятилетие за десятилетием.

Без этого факта мы не сможем осознать, почему сейчас, спустя 28 лет, появился «свет в конце тоннеля». В начале 1970 года институтом «Ленгидропроект» профессионально и экономически обосновано было дано заключение об эффективности строительства  ГЭС на реках Камчатки, в том числе на реках Кроноцкая и Жупанова и его положительном влиянии на социально-экономическое развитие полуострова. Отсутствие инженерно-строительной инфраструктуры тех лет  не позволило  реализовать эти проекты.  Однако в 1988 году «Камчатскэнерго» совместно с институтом «Ленгидропроект» приступило к реализации строительства каскада ГЭС на реке Жупанова. Данный проект был утвержден в Госплане СССР, Минэнерго СССР, согласован администрацией Камчатки и обеспечен планом финансирования Госбюджета СССР.  Политические противоречия при  развале СССР и поспешная непродуманная отмена согласованного решения по строительству Жупановских ГЭС  через десять лет в 1998-2000 гг. привело к критической ситуации с энерготарифами в регионе. На  территории основного проживания населения Камчатского края – в городах  Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск – в зимние холода были введены  веерные отключения электроэнергии и тепла по причине отсутствия средств у Камчатки на оплату мазута. Из окон квартир торчали дымовые трубы, перемерзала система отопления. Петропавловск-Камчатский  выглядел, как блокадный Ленинград и это в мирное время. В стране шли экономические реформы и средств на субсидии от Правительства России на покупку углеводородного топлива для Камчатки катастрофически не хватало. Сменившееся   руководство администрации  Камчатки в начале 1990 годов, исходя  из кризисного   энергоресурсного обеспечения, приняло решение на газификацию существующих генерирующих источников тепла и электроэнергии (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2)  взамен строительства Жупановской ГЭС. Одновременно приступили к  строительству Толмачевского каскада малых  ГЭС.  Руководство  РАО ЕЭС России, не согласовывая свои действия с администрацией Камчатки, самостоятельно, через подведомственную структуру «Камчатскэнерго» начало строительство  Мутновских геотермальных станций. Как итог всех принятых несогласованных действий на фоне скачка  роста цен на энергоноситель (мазут) поэтапно пришли беды в энергетику Камчатки. Вначале непомерно выросла стоимость тарифов за электроэнергию и тепло от действующих ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. А ввод дополнительных генерирующих мощностей от Мутновской ГеоЭС и Толмачевского каскада ГЭС еще более усугубил положение – образовался переизбыток  дорогой  ненужной потребителям генерирующей мощности, за содержание которой платит и продолжает платить Камчатка. Тревожное положение в энергетике Камчатского края, несомненно, обеспокоило правительство Камчатского края, которое начало предпринимать меры по дальнейшему развитию отрасли.

29 сентября 2014 года губернатор В.И. Илюхин от имени правительства Камчатского края  обратился  к Президенту РФ за поддержкой. В обращении была просьба поручить «РусГидро» разработать проектную документацию на строительство   Жупановской ГЭС-1 в Камчатском крае. На обращение  была наложена резолюция: «Новаку А.В. (министру энергетики РФ) –  «Прошу рассмотреть и поддержать».

16 октября 2015 года в  адрес губернатора Камчатского края  от администрации президента  поступила рекомендация: «Правительству Камчатского края  проработать альтернативные варианты энергообеспечения региона в рамках мероприятий по корректировке  схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края». Предписывалось обеспечить выполнение рекомендаций в форме доклада Президенту Российской Федерации до 27 мая 2016 года.

30 ноября 2015 года был заключен договор № 11/2015 между  филиалом ПАО «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единые энергетические системы»

г. Владивосток и КГБУ «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» Камчатского края:  «Актуализации стратегии развития энергетики Камчатского края на период до 2025 года» со сроком его исполнения до 30 августа 2016 года и с перспективой до 2040 года.  В данный договор вошли все рекомендации от Президента Российской Федерации.

26 апреля 2016 года  правительство Камчатского края обратилось к президенту с просьбой перенести срок представления доклада с 27 мая 2016 года на 1 сентября 2016 года.  Причиной переноса срока доклада послужила детальная проработка вариантов использования геотермальных ресурсов, целесообразность строительства ГЭС, в том числе на малых реках Камчатского края, с учетом выполнения работ по договору с институтом НТЦ г. Владивосток.

20 мая 2016 года приказом министра ЖКХ и энергетики Камчатского края из  представителей энергоресурсоснабжающих компаний региона в количестве 21-го участника была сформирована рабочая группа, которая на протяжении четырех месяцев работала с институтом по актуализации Стратегии развития энергетики Камчатского края. Рабочая группа отчиталась о своей работе на трех  заседаниях отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае.

В процессе исполнения поручения ранее представленная информация от Минэнерго России в адрес Президента РФ претерпела существенные изменения, что привело к смене акцента в разработке Стратегии развития энергетики Камчатского края:

– ПАО «Газпром» в марте 2016 года представило уточненную информацию о снижении   объема  добычи газа в сравнении с лимитным соглашением на 40%  из-за его ограничения в запасах на месторождении, что противоречило ранее представленной информации в Минэнерго России: «Объемы добычи газа на ближайшие 15 лет не снижаются».

– ПАО «Газпром» терпит убытки в пределах 3,5 миллиарда рублей (информация за 2014 год) от поставки газа энергетикам Камчатки по цене реализации ниже экономически обоснованной.

– Мощности каскада Жупановских  ГЭС составляют:  ГЭС-1(270МВт.), ГЭС-2(90 МВт), ГЭС-3(55МВт) – суммарная  415 МВт, вместо указанных 270 МВт;  стоимость    строительства ГЭС – 1( 270 МВт.) составляет 48,8 млрд рублей вместо указанной 86,9 млрд рублей.

25 апреля 2016 года состоялось совещание под председательством Ю.П. Трутнева – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. На  совещании протоколом  № ЮТ-П9-29пр п.7  поручалось  Минэнерго России (А.В. Новаку) совместно с Минвостокразвития России, Правительством  Камчатского края, ПАО «Газпром», ПАО «РусГидро» и иными заинтересованными организациями  разработать и утвердить долгосрочную программу развития электросетевого и топливно-энергетического комплекса Камчатского края на период до 2030 года, с разработкой оптимального топливно-энергетического баланса на основе приоритетного развития возобновляемой геотермальной энергетики, ветро-дизельной энергетики и гидроэнергетики энергетического комплекса Камчатского края.  Срок исполнения – 30 сентября 2016 года.

16 августа 2016 года  состоялось третье по этой теме заседание отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае. Принято решение  принять к сведению результат по одному из вариантов «Стратегии развития энергетики Камчатского края на период до 2025 года»  с перспективой до 2040 года.  Данный результат  решения рабочей группы в дальнейшем представится  в Минэнерго России от правительства Камчатского края.

26 августа 2016 года договор с владивостокским филиалом «НТЦ ФСК ЕЭС» выполнен. Документ принят в исполнении четырех объемных томах  с рекомендациями по энергоэффективному варианту развития энергетики Камчатского края (из пяти рассмотренных): «Строительство ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Жупанова; модернизация ТЭЦ-2; продолжение эксплуатации действующей генерации Мутновских  ГеоЭС и каскада Толмачевских ГЭС; консервация ТЭЦ-1 путем присоединения к ТЭЦ-2 теплосетей от ТЭЦ-1 и развитие комплексных газовых котельных с целью обеспечения теплоснабжения».

30 августа 2016 года представлен доклад по исполнению поручения президента от правительства Камчатского края. В докладе на основании вышеизложенного высказана просьба  Президенту РФ  поддержать позицию правительства  Камчатского края о необходимости строительства ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Жупанова  для обеспечения стабильного развития энергетики Камчатского края.   Также повторно высказана просьба о поручении  «РусГидро»  разработать проектную документацию на строительство каскада Жупановских ГЭС  в Камчатском крае за счет собственных средств.

1сентября 2016 года  на Восточном форуме в г. Владивостоке между «РусГидро» и правительством Камчатского края было подписано соглашение по развитию энергосистемы Камчатского края на период до 2030 года с разработкой оптимального топливно-энергетического баланса на основе приоритетного развития возобновляемой геотермальной энергетики, ветро-дизельной энергетики и гидроэнергетики энергетического комплекса Камчатского края

Благодаря огромной проделанной работе под руководством министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края наконец-то «забрезжил свет в конце тоннеля». Появилась надежда на реализацию планов получения надежной, бесперебойной, экологически чистой, возобновляемой   энергетики с общероссийским средним экономически обоснованным энерготарифом без всяких субсидий и вечным по природным запасам, о которых не надо думать!  В крае зарождается вид дешевой продукции – электроэнергия. Камчатский край стоит на пороге экономического возрождения и может повторить практически путь одной из самых обеспеченных в социально-экономическом отношении стран Европы – Исландии!

Но можно все испортить и погубить, как погубили стратегию развития энергетики и вслед за ней всю экономику Камчатского края в 1988 году.

Через 28 лет мы фактически вернулись (но в более худшем варианте) к реализации  Стратегии по развитию генерации энергетики  Камчатского края, которую начали в 1988 году.

Только представьте себе на миг, что было бы, если бы мы не отказались от строительства ГЭС на реке Жупанова  в 1988 году, которое фактически реализовывало утвержденный ныне вариант стратегического развития энергетики Камчатского края. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 вполне надежно и бесперебойно обеспечивали бы электрической и тепловой мощностью потребителей с коэффициентом использования оборудования не менее чем на 80% (а не 18% – ТЭЦ-1 и 37% – ТЭЦ-2) в связи с вводом генерации Мутновских ГеоЭс и каскада Толмачевских Малых ГЭС. Каскад ГЭС на Жупанова мы ввели бы, начав организацию строительства в 1988 году, и закончили бы в 1995 году, плюс – минус два-три года. Тогда бы не знали о веерных отключениях электроэнергии и тепла в 1998-2000 гг. На Камчатке отпала бы необходимость в строительстве Мутновских ГеоЭС, Толмачевского каскада ГЭС и газопровода длиной в 400 км., что значительно облегчило бы формирование себестоимости энерготарифов. Страшно осознать, что натворили. Но не все потеряно!  Предложенный вариант реализации развития генерации в Стратегии до 2030-2040 г.г. позволит нам  с момента пуска ГЭС-1 на реке Жупанова (через 17 лет окупаемости вложенных инвестиций) достичь желаемую цель: снижение энерготарифа до среднероссийского, получить экологически чистую электроэнергию, теплоснабжение от тепла Земли и сохранить высокую степень надежности и бесперебойности, а также создать дополнительные рабочие места.

Реально появится возможность вернуть рыбную отрасль с моря  к глубокой переработке на берег Камчатского края из-за снижения стоимости энергетических затрат. Камчатский край  будет реализовывать два вида товарной продукции: рыбу и электроэнергию.

Проблема на рынках рыбной промышленности Камчатского края может решиться в положительную сторону в части обеспечения населения края.  С приходом летнего сезона  лосось идет на нерест в реки Камчатки в массовом количестве.  Это можно сравнить с Крымским полуостровом, когда у них в летний сезон цены на фрукты и овощи значительно снижаются, а у нас на наших рынках сезонный продукт (лосось), не выращенный нами, вырастает в цене.  Парадоксально, но из года в год  рыба для нас все дорожает и дорожает. И нет желаемого снижения цен до уровня цен на рыбную продукцию, как на Кольском полуострове и в центральной части России. Оправдывает эту ситуацию только то,  что у них стоимость электроэнергии в пределах 2 рубля 30 копеек, а у нас она доходит до 8 рублей. Генерация электроэнергии Кольского полуострова обеспечена атомной станцией на 53%, гидроэнергетикой на 45% и на 2% дизельной генерацией. Под ГЭС  на полуострове использован потенциал рек до 75%, а у нас 0,002%. И лосось у них приходит на нерест, и живут они за полярным кругом и до Москвы у них два часа лету. В России три полуострова, три мощных достойных гордости  морских щита России, но такие разные по условиям проживания населения.

И вина здесь не в  климатических условиях, транспортной удаленности и финансовой нагрузки на карман населения. Вина в нас, проживающих на этой территории,  ориентированных на бюджетное субсидирование от Правительства РФ, хотя у самих есть все,  чтоб нас не кормил бюджет страны. Мы можем быть не дотационным регионом, а быть донором в бюджете для России. Просто надо один раз сделать то, что доказано мировой практикой экономического развития стран и регионов в решении вопроса энергоэффективности и энергосбережения для себя, используя Богом данный энергоресурс (гидропотенциал рек и тепло Земли). Многие экономически развитые страны давно решили для себя это.  Они, используют этот ресурс на 90%, а нам советуют воздержаться(!).

И вот сейчас возник «свет в конце тоннеля». Как бы не погасить его сквознячком от нашего бездействия!

 Продолжение следует.

 Владимир СЕМЧЕВ

 

 

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."