ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ КОНТРАКТ

Печать
PDF
Между Россией и Францией никогда не заключался контракт, который мог бы сравниться с поставкой ВМФ РФ двух вертолетоносцев типа Mistral. Подписывая его в 2011 году, Москва рассчитывала получить технологии, Париж – свыше 1 миллиарда евро, не говоря уже о политических бонусах для обеих сторон. Спустя четыре года бонусы превратились в минусы, а контракт века грозит перерасти в беспрецедентный судебный процесс.

Ветер не с моря
История с Mistral де-факто началась в 2008 году, когда главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий во время посещения военно-морского салона Euronaval в
Ле-Бурже заявил: «Россия заинтересована в приобретении иностранной военной техники». Французская пресса практически сразу определила, что речь идет о вертолетоносцах корпорации DCNS.

Первое официальное подтверждение поступило уже спустя несколько недель: занимавший пост начальника Генштаба Николай Макаров прямо сказал, что Минобороны намерено закупить во Франции именно Mistral, и пообещал выйти на «соответствующие договоренности» до конца года. Уложиться в обозначенные генералом сроки сторонам, впрочем, не удалось: агентство по оборонным закупкам Франции (DGA) одобрило продажу вертолетоносцев только в феврале 2010 года. Чуть позже директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев задержку с заключением твердого соглашения пояснял тем, что в России ранее «никогда не подписывали столь крупный контракт на закупку такого вида вооружения».
Универсальный десантный корабль класса Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. Головной корабль серии – L9013 Mistral – строился на верфях французских компаний DCNS и ALSTOM, вступил в состав французского флота в 2006 году. Стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное – 21 300 тонн. Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,2 м. Скорость полного хода 18,8 узла, дальность плавания до 19 800 миль. Взлетная палуба имеет 6 посадочных мест, корабль может перевозить 16 вертолетов (8 десантных и 8 штурмовых). В док-камере могут размещаться четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе можно перевозить 1100 тонн грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение – две пусковые установки зенитного ракетного комплекса Simbad, две 30-миллиметровые артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-миллиметровых пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж 160 человек (в том числе 20 офицеров).
Как признается источник «Денег», близкий к руководству Минобороны времен Анатолия Сердюкова, у военных уже тогда отсутствовало четкое понимание, для чего именно нужны эти корабли и в каком виде их можно будет эксплуатировать. Отчасти это постарался объяснить тогдашний замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин. «Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке, с точки зрения Японии, есть нерешенный вопрос с островами? Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?» – задавался вопросами генерал во время одной из пресс-конференций. Однако, по словам собеседника «Денег», ни к претензиям Японии на  Курильские острова, ни к любым другим потенциальным конфликтам проект Mistral отношения не имел: существовавшая тогда в Минобороны идеология закупок иностранной техники (при отсутствии российских аналогов) вышла боком самим военным. Вертолетоносцы же стали разменной монетой в политическом соглашении между президентами России и Франции – Дмитрием Медведевым и Никола Саркози: первый, покупая их, стремился наладить отношения с Елисейским дворцом, второй, продавая, обеспечивал работой на несколько лет верфи своей страны, решая вопрос с безработицей.

Переговоры высокого давления
В 2010 году Минобороны РФ, спецэкспортер вооружений «Рособоронэкспорт» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начали предварительные консультации о формате сделки. Российская сторона настаивала на закупке одного корабля и строительстве еще трех на верфях РФ, французские судостроители из DCNS рассчитывали продать два корабля, а еще по двум выдать техническую документацию на постройку.
Первые разногласия проявились совсем скоро. С учетом особой значимости сделки к работе привлекли специальную правительственную комиссию во главе с вице-премьером и председателем совета директоров ОСК Игорем Сечиным, считавшим, что «стоит покупать не конкретный объект (Mistral. – «Деньги»), а технологии». Иными словами, он настаивал на локализации кораблей данного типа в России, не прибегая к их прямой закупке у Франции. Военные в споре придерживались иной точки зрения, не веря, что российские корабелы смогут с ходу качественно и быстро собрать вертолетоносцы (по оценкам Генштаба, на перевооружение мощностей предприятий ушло бы не менее пяти-семи лет). Не верили они и в способности российских конструкторских бюро, обещавших разработать проект, который бы ни в чем не уступал французскому аналогу. Поняв, что военные на российские предложения соглашаться не намерены, судостроители попытались убедить их изменить выбор в пользу корейского корабля Dokdo, говоря, что смогут построить его за три года. Им вновь не поверили, хотя положенный по закону тендер все же пришлось объявить: в нем помимо Франции должны были участвовать судостроительные компании из Германии, Испании и Южной Кореи. Из-за этого французским властям пришлось успокаивать профсоюзы верфи в Сен-Назере, которые занимаются строительством Mistral.
Неловкую ситуацию удалось сгладить в декабре 2010 года, когда победителем был признан консорциум DCNS и ОСК. Тогда же стало понятно, что формат сделки будет «2+2». По словам источников «Денег», причастных к заключению контракта, победа в тендере была де-факто определена заранее. А вот переговоры, предшествующие этому событию, были «крайне сложными»: договоренности «в верхах» уже существовали, а практическое согласование деталей ложилось на плечи переговорщиков, на которых с обеих сторон оказывалось колоссальное давление.

Цена расхождения
Еще не заключив контракт, DCNS уже обещала начать строительство первого корабля в 2011 году. И если вопрос об исполнителе к тому моменту вроде как был закрыт (межправительственное соглашение о строительстве Mistral Игорь Сечин и тогдашний министр обороны Франции Ален Жюппе заключили 25 января), то подписание твердого контракта, определявшего четкие финансовые параметры сделки, постоянно откладывалось. Причиной было не только отсутствие взаимопонимания с французскими переговорщиками, но и внутренние конфликты. Начальник управления военно-технического сотрудничества Владимир Белуков – единственный специалист ОСК, имевший реальный опыт внешнеэкономической деятельности, – был обвинен в   срыве планов ОСК стать полноценным участником процесса подготовки этого контракта. После инцидента судостроителей фактически отстранили от переговоров с французами.
Представители «Рособоронэкспорта» и Минобороны предприняли попытку форсировать переговоры. Как рассказал «Деньгам» один из участников событий, Россия и Франция практически сошлись в цене – около 980 миллионов евро за два вертолетоносца, оставалось только урегулировать вопрос о включении в стоимость Mistral цены лицензий и техдокументации на строительство отдельных узлов этих кораблей в России. Когда Владимир Поповкин завел об этом разговор, французы его быстро перебили, заявив, что у них есть юридические основания отказаться от такого предложения. «Они положили на стол протокол от декабря 2010 года с подписью замглавкома ВМФ Николая Борисова, в котором была зафиксирована стоимость контракта –1,15 миллиард евро, – рассказывает собеседник «Денег». – Поповкин сразу же свернул переговоры, объявив, что ему нужно время для консультаций».  Впоследствии выяснилось, что Борисов поставил подпись не просто так, а на основании директивы Анатолия Сердюкова, которая не была согласована ни с кем из российских участников переговоров. В апреле 2011 года Дмитрий Медведев уволил адмирала Борисова с военной службы, а Владимир Поповкин возглавил Федеральное космическое агентство. Переговоры окончательно зашли в тупик.
Чтобы решить накопившиеся проблемы, в дело вступили Медведев и Саркози. В мае 2011 года во время Петербургского экономического форума глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин и руководитель DCNS Патрик Буасье подписали контракт на 1,163 миллиарда евро. За эти деньги Россия должна была получить не только два вертолетоносца, спроектированные по заданию военных, но и техническую документацию и обучение около 400 моряков.

От Mistral разворот
По условиям контракта DCNS была обязана поставить первый корабль в Россию в  ноябре 2014 года, а второй – в конце 2015-го. Исполнение соглашения не предвещало проблем даже после того, как президентами России и Франции стали Владимир Путин и Франсуа Олланд соответственно, а Минобороны РФ в ноябре 2012 года возглавил Сергей Шойгу, рьяно взявшийся пересматривать решения, принятые при Анатолии Сердюкове.
Ситуация резко изменилась в начале сентября 2014 года, когда Олланд прямо заявил, что не видит достаточных оснований для передачи заказчику первого Mistral «из-за действий России на востоке Украины». В Елисейском дворце сразу же уточнили, что эти слова не несут «юридических последствий» в виде расторжения контракта. Компания DCNS даже определила конкретную дату передачи Mistral, выслав приглашения на официальную церемонию 14 ноября в «Рособоронэкспорт». Однако за несколько недель до события вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал копию документа в соцсетях, корпорация уволила одного из главных сотрудников Ива Дестефаниса, отвечавшего за организацию поставок Mistral в РФ, и передача корабля сорвалась.
Вслед за французами изменили риторику представители РФ: замминистра по вооружениям Юрий Борисов говорил, что вертолетоносцы не составляют необходимый элемент развития флота. Дмитрий Рогозин отмечал, что еще на этапе заключения контракта критически относился к контракту, считая, что корабли Mistral слишком дороги. Наконец, Путин на встрече с Олландом 27 апреля заявил, что Россию устроит либо поставка кораблей, либо возврат денег. Примечательно, что Дмитрий Медведев последний раз о ситуации с Mistral высказался 1 ноября 2013 года: «Россия рассчитывает на дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Францией, а кооперация в части Mistral будет этому способствовать».
Какой именно из двух вариантов выберет Париж, до сих пор неизвестно, хотя предложения о разрыве контракта и последующей компенсации в Москву уже направлены. По неофициальной информации, французы готовы возместить российской стороне около 785 миллионов евро (это сумма зафиксирована в актах приемки выполненных работ), при том что DCNS получила от Минобороны РФ чистый аванс в размере 892 миллионов евро. Москва же оценивает потери российских предприятий и организаций в 1,163 миллиарда евро: туда включен аванс, все логистические расходы, стоимость опытных работ по созданию палубных вертолетов Ка-52, строительство причальных сооружений во Владивостоке, а также плата за обучение российских экипажей в Сен-Назере. Кроме того, Париж желает получить право на реэкспорт кораблей до того момента, как вернет деньги в Москву. В Москве же готовы согласиться на перепродажу вертолетоносцев только после того, как Франция обеспечит возврат указанной суммы. На время ведения коммерческих споров DCNS за свой счет содержит готовый «Владивосток», на что, по оценкам французских экспертов, уходит 3-5  миллионов евро ежемесячно.
Одними материальными потерями проблемы Франции не ограниваются. Оборудование и кабельные сети двух вертолетоносцев привязаны к российским стандартам, а ангар адаптирован под вертолеты Ка-52К, поэтому переделка вертолетоносца под нужды другого заказчика обернется дополнительными тратами. Предложение американских конгрессменов к генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу о выкупе пары Mistral, предназначенных для России, оказалось несостоятельным: бюджет альянса на такое не рассчитан. Военно-морским силам Франции, по словам начальника штаба ВМФ Франции адмирала Бернара Рожеля, такие корабли не нужны. А предположение газеты Le Figaro, что в случае отказа от поставки кораблей в Россию их можно просто вывести в море и затопить, выглядит откровенным издевательством над работниками верфи в Сен-Назере.
Официально от поставок Mistral во Франции до сих пор не отказались, более того, правительство республики так и не воспользовалось форс-мажорными обстоятельствами, согласно которым контракт можно разорвать при помощи объявления «ограничительных мер правительства». По информации «Денег», уполномоченные решать проблему Mistral Дмитрий Рогозин и генеральный секретарь обороны и национальной безопасности Франции Луи Готье находятся в постоянном контакте и, согласно последним достигнутым договоренностям, попытаются выйти на результат до начала июля.

Корабль судного дня
В конце 2014 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин не исключил, что Россия может перевести вопрос о передаче Mistral ВМФ в судебную плоскость, подав иск в Европейский арбитражный суд. «Если Париж не исполнит обязательств, то французы понесут серьезные экономические потери, но еще больше пострадает их имидж, – говорит источник «Денег» в Кремле. – А ведь они  позиционируют себя серьезным игроком на рынке. Мы не дети, мы понимаем, откуда дует ветер и кто за всеми этими заявлениями (французских властей. – «Деньги») стоит. Но за поведением Франции наблюдаем не только мы, но и все их клиенты. Если они ведут себя с нами так, значит, могут и с ними поступить так же».
С этим трудно поспорить: конкуренция на оружейном рынке растет, и имидж надежного партнера играет в этом немалую роль. Эксперты считают, что история с Mistral косвенно отразилась на сотрудничестве Франции и Индии: французская компания Dassault стала победителем «тендера века» на поставку индийским ВВС 126 истребителей Rafale стоимостью около 20 миллиардов долларов, однако твердый контракт был заключен только на 36 машин.
Перспективы России в этом плане не так уж плохи: инициатором разрыва контракта страна не выступала, авансы выдавала исправно и на открытый конфликт ни разу не пошла. Тем не менее, если Рогозин и Готье не договорятся о будущем кораблей, других вариантов, кроме как подать судебный иск, у Москвы не останется. А это означает, что рассчитывать на скорейшее возвращение средств, вложенных в проект Mistral, не приходится: практика показывает, что такие споры могут рассматриваться годами.


ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

«ЭТО БЫЛ ОДИН ИЗ КОНТРАКТОВ ВТС, НЕ БОЛЕЕ»
«Деньги» проследили, как менялось отношение российских официальных лиц к кораблям Mistral.

Замминистра обороны Владимир Поповкин*: «У нас нет доков, чтобы построить авианосец. Но когда начинались переговоры с французами, сразу поднялся шум. Говорят: нельзя этого делать. Мы, мол, погубим отечественную судостроительную промышленность. А как быть, если промышленность не может сделать то, что нам надо?»
(8 сентября 2009 года в интервью «Российской газете»).

Начальник Генштаба вооруженных сил Николай Макаров: «Корабль типа «Мистраль» по водоизмещению превосходит в три раза наши большие десантные корабли и при этом в три раза экономичнее... Нам необходимы корабли типа «Мистраль» как корабли широкого спектра применения, корабли большой функциональности».
(17 февраля 2010 года в Москве на пресс-конференции, посвященной проблемам реформирования армии).
Вице-премьер Игорь Сечин: «Для нас эта сделка может представлять интерес только в том случае, если она будет осуществляться с параллельной передачей технологий, чтобы наше судостроение и военное, и гражданское — получало бы новые технологические толчки к развитию».
(11 июня 2010 года в интервью агентству AFP и телеканалу France 2).

Главком ВМФ России Владимир Высоцкий: «Данный корабль может быть использован в качестве корабля управления, координирующего действия группировки, развертываемой в любых районах Мирового океана... именно эти качества кораблей типа «Мистраль» позволяют говорить о необходимости и целесообразности их применения в составе российского военно-морского флота по всему спектру задач».
(17 июня 2011 года на Петербургском экономическом форуме).

Замминистра обороны Юрий Борисов: «Отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения».
(3 сентября 2014 года в интервью ТАСС).

Заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук: «Мы не зависим от Франции, это был один из контрактов ВТС, не более, строительство кораблей подобного класса спланировано программой кораблестроения, и они будут строиться на российских предприятиях».
(25 октября 2014 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы»).

Вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Я всегда был против этого контракта и считал его, по сути дела, личным делом товарища Сердюкова... Ситуация с «Мистралем» демонстрирует пагубность зависимости технологической от другого государства».
(4 декабря 2014 года в интервью «РИА Новости»).
Президент Владимир Путин: «Отказ от поставки кораблей по действующему контракту — конечно, это плохой знак. Но для нас это сточки зрения поддержания нашей обороноспособности, сказать вам откровенно, не имеет никакого значения».
(16 апреля 2015 года в ходе прямой линии).

*Должности указаны на момент высказывания.


Иван САФРОНОВ.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."