НЕ НАРЫЛИ

Печать
PDF
Камчатско-курильская экспедиция под номером 17, которая предполагала очередной этап краеведческих изысканий на островах Матуа и Шумшу, завершилась без традиционных фанфар. Прошел уже почти месяц с тех пор, как исследователи во главе с представителем дипломатического ведомства в Петропавловске Евгением Верещагой и историком Ириной Витер находятся на полуострове. Но до сих пор не опубликованы ни традиционный отчет о проведении рейда, ни подборка фотоснимков о ходе работ. Лишь короткое сообщение в местных электронных СМИ: «Экспедиция продолжалась 14 дней. Хотя предполагалось исследовать два острова, но по независящим от участников обстоятельствам они посетили только остров Матуа».

О том, что это были за обстоятельства, не сказано ни слова. Однако сама Ирина Витер не отрицает: речь идет о недовольстве сахалинских властей. Им не нравится, что «группа энтузиастов из камчатского отделения Русского географического общества», как называют себя сами путешественники, уже более десяти лет действует на территории области, не ставя об этом в известность региональное правительство и, в частности, министерство культуры. Более того, начиная с 2011 года, камчатцы, высаживаясь на архипелаг, нарушают сахалинское региональное законодательство.

Договориться не удалось
Речь идет об областном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области», который регулирует использование всех официально зарегистрированных на территории региона исторических мест. Таких только в Северо-Курильском городском округе, к которому относятся излюбленные камчатскими краеведами острова Шумшу и Матуа, около трех десятков. Включая могилы Героев Советского союза Петра Ильичева и Николая Вилкова, повторивших во время десантной операции подвиг Александра Матросова, комплекс японских долговременных укреплений на острове Матуа, поле боя советских десантников с японскими танками и многие другие, относящиеся к заключительному периоду второй мировой войны.
Статья 11 областного закона так и называется: «Порядок установки памятников, памятных знаков и мемориальных досок на территории Сахалинской области». В соответствии с ней, в принципе, любое юридическое или физическое лицо может устанавливать на Курилах православные кресты, часовни и памятные таблички. Вот только для этого надо сначала обратиться в региональное министерство культуры за соответствующим разрешением. Однако, камчатским организаторам курильских экспедиций сахалинский закон, как видно, не писан.
В ходе только одной, 13-й экспедиции, состоявшейся в июне 2011 года, они установили на острове Матуа звонницу перед часовней во имя Великомученика и Победоносца Георгия, а также крест, посвященный 300-летию начала освоения Курильских островов. Кроме этого путешественники оставили на архипелаге четыре так называемые «мемориальные таблицы».
Нет ничего предосудительного в том, чтобы увековечить память о событиях, важных для истории Камчатки, Сахалина и Курил. Но, согласитесь, разве не следует делать это в соответствии с законодательством региона, где устанавливаются памятные знаки? Не забывая, что экспедиция все же находится на территории Сахалинской области в гостях. Как свидетельствует начальник отдела охраны объектов культурного наследия сахалинского министерства культуры Елена Савельева, «мы узнаем об экспедициях на Шумшу и Матуа из средств массовой информации уже после того, как они завершаются».
Как уже писала наша газета в номере от 6 августа, правительство Сахалинской области и региональное министерство культуры не против проведения экспедиций на Матуа и Шумшу. Елена Савельева говорит, что областные власти вовсе не хотят запретить там исследования. Но все подобные мероприятия надо как минимум согласовывать с министерством культуры того региона, куда направляются путешественники. Тем более, эти острова официально считаются местами боев времен второй мировой войны. В ходе недавнего визита на Камчатку представительной делегации правительства Сахалинской области переговоры о сотрудничестве касались и данной проблемы. По словам Елены Савельевой, совещание прошло продуктивно, однако, как она мягко выразилась, «окончательно договориться все-таки не удалось».
Научный руководитель камчатско-курильских экспедиций Ирина Витер с позицией сахалинского министерства культуры категорически не согласна. По ее мнению, Курильские острова – это территория Российской Федерации, а значит, любой гражданин нашей страны может приехать туда для изучения истории и даже что-нибудь на память установить. «Я считаю, что Сахалинская область вообще не имеет особого права что-либо запрещать, – говорит Ирина Васильевна. – А чтобы принять участие в наших экспедициях, представители Сахалина должны, прежде всего, поучаствовать в финансовых вопросах». По ее мнению, материал «Острова невезения» в номере «Вестей» от шестого августа – это «некрасивая статейка», которая «сыграла свою отвратительную роль» в фактическом провале 17-й экспедиции.

Могу копать, могу
не копать
Дело в том, что последнюю из камчатско-курильских экспедиций с архипелага вежливо попросили. Но причину и следствие случившегося, вероятно, путать не следует. Проблема здесь вовсе не в нашей предыдущей публикации, а в том, что чуть больше года назад вступил в действие Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».
В соответствии с ним поправкам подверглись, в частности, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный Кодексы РФ, а также Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Кроме того, Закон своей статьей 8 отдельно регулирует вопросы владения и распоряжения археологическими предметами.
Направлен новый закон на то, чтобы ужесточить наказания для так называемых «черных копателей», которые без каких-либо разрешений проводят раскопки в частном порядке. Одни ищут клады, другие рады любым старинным ценным предметам, которые у них охотно скупают коллекционеры. Раньше на эту деятельность государство смотрело сквозь пальцы. Однако теперь, после того, как Россия 27 июня 2011 года ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия, наша страна вынуждена применять к подпольным археологам жесткие меры.
На самом деле, понятие «археологический предмет», введенное новым законом, специалисты считают «сырым» и не продуманным. Согласно определению, это «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок». Возникает вопрос: можно ли считать археологическим предметом пробитую осколком советскую солдатскую каску образца 1943 года, точно такую же, как и те, что до сих пор применяются в российских вооруженных силах? Или японскую бутылку из-под сакэ времен Второй мировой войны? Пока термин «археологический предмет» все трактуют по-разному, а Госдуме РФ по предложению депутата Вайнштейна предстоит уточнить его на осенней сессии нынешнего года.
Но в главном новый закон двояких толкований не допускает. Все предметы, найденные на территории исторических памятников, являются государственной собственностью. При обнаружении даже незначительных по стоимости или исторической ценности предметов лицо, их нашедшее, обязано передать их в пользу государства. В то же время ведение поисков или раскопок без разрешения, которое в археологии называют «открытым листом», может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Другими словами, теперь запрещено просто так, по своему хотению, бродить по местам сражений, искать и собирать части оружия и военной техники, предметы экипировки и быта солдат и даже стреляные гильзы.
Между тем, на Интернет-сайте камчатского отделения Русского географического общества, под эгидой которого уже 11 лет проводятся камчатско-курильские экспедиции, прямо указано: «Основными задачами экспедиций являются морские исследования, главная цель которых – найти подводные объекты (транспорты, подводные лодки, объекты японской подводной инфраструктуры), комплектование предметов для экспозиций постоянно действующей выставки в Камчатской краевой библиотеке им. С. П. Крашенинникова».
Получается, Русское географическое общество и региональная общественная организация «Камчатско-Курильская экспедиция» официально декларируют намерение заняться противозаконной деятельностью? Ирина Витер на этот вопрос отвечает отрицательно. Дескать, все 17 совершенных на Курилы поездок носили не поисковый, а исследовательский характер. А привезенные оттуда предметы – это просто находки. Бесхозные вещи, которые, по ее мнению, любой может подобрать и взять себе.
С точки зрения Гражданского Кодекса, это совсем не так. Если то, что сегодня экспонируется на выставке в Камчатской краевой библиотеке имени С.П. Крашенинникова, а также в Музее воинской славы, действительно обнаружено на полях сражений, то это собственность Сахалинской области. Вот только сможет ли кто-нибудь, включая саму Ирину Васильевну Витер, официально доказать происхождение каждой из этих находок?
Находки. История
с географией
Все, что за 11 последних лет было вывезено с Курильских островов, по словам Ирины Витер, сегодня находится не в собственности, но в ведении РОО «Камчатско-Курильская экспедиция». Краевая библиотека имени С.П. Крашенинникова на безвозмездной основе предоставила этой общественной организации просторный холл на третьем этаже, где организована выставка «Курилы: от истории к современности». И здесь не точна Ирина Васильевна. О современности на библиотечной выставке ни слова. Сюда на экскурсии водят школьников. После каждой из них администрация книгохранилища ставит очередную галочку в графу «патриотическое воспитание молодежи».
На первый взгляд, всем хорошо и всех все устраивает. Только никто из организаторов экспозиции почему-то не вспомнил о Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который четко определяет процедуру легализации подобных находок. Лишь после нее они получают статус «музейных предметов». То есть в данном случае «исторических ценностей, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление».
Для включения музейных предметов в Музейный фонд их собственник должен обратиться в Министерство культуры РФ с заявлением, к которому следует приложить целый ряд документов. Первый и главный из них – свидетельство, подтверждающее наличие права собственности на ту или иную ценность. Если, к примеру, просто подобрать с земли какой-нибудь котелок, или ствол от винтовки военных времен, без подробного описания, как делают не профессиональные археологи, а «черные копатели», то это непоправимое нарушение процедуры. После него уже ничего не исправить.
Если участники камчатско-курильских экспедиций делали все по правилам, с описанием места, где была обнаружена та или иная находка, и с точным определением ее географических координат, то почему за 11 лет путешествий никто не легализовал эти предметы и не доказал необходимость представлять их публично? А если наши ученые-историки просто собирали реликвии, как грибы, то понимают ли они, что тем самым фактически ставили под сомнение не только происхождение, но и историческую ценность своих трофеев?
Казалось бы, уж в музее боевой славы точно должны выставляться только экспонаты, официально включенные в Музейный фонд РФ и имеющие реальную историческую ценность. Но и на те части японской боевой техники, что вывезены с островов участниками камчатско-курильских экспедиций и сегодня представлены в музейном дворике, тоже нет никаких документов.
На данный момент то, что выставлено в библиотеке и, отчасти, в музее воинской славы, с юридической точки зрения, это груда металла, которая непонятно откуда взялась и кому принадлежит. Вдобавок, права на эти предметы в любой момент может предъявить Сахалинская область. А сам музей воинской славы в Петропавловске, как выясняется, де-юре, и не музей вовсе. Официально он является филиалом дома культуры СРВ.

Что ищет он в краю
далеком?
Возникает справедливый вопрос: неужели проводимые с таким размахом уже 11 лет камчатско-курильские экспедиции, на которые затрачена уйма средств, на самом деле завершились обыкновенным пшиком? Поскольку, как уже было упомянуто, отчет о 17-й экспедиции пока так и не появился в открытом доступе, в поисках ответа обратимся к отчету по результатам предыдущей, 16-й поездки. Она состоялась в июне прошлого года и продолжалась три недели.
Организаторы не без гордости отмечают, что за это время на острове Шумшу были  
обследованы места высадки участников Курильской  десантной операции, обследована акватория острова Шумшу, обследована жилищная и оборонная инфраструктура острова Шумшу (казармы, бани, печи, мастерские и т.д.). Также обследованы территория маяка на мысе Курбатова, площадь аэродрома в Кузьминках, район озера Беттобу (аэродром). Выявлены объекты оборонных сооружений. Разрешены некоторые противоречия, встречающиеся в документах архивов. По всем объектам произведена фото-кинофиксация, проведено соответствующее описание и измерение объектов, установлены координаты с использованием GPS навигаторов. И как результат: обследование острова позволило составить более объективное представление о ходе десантной операции.
Как-то уж очень похоже на обыкновенную экскурсию. Любознательные туристы тоже охотно «обследуют» памятники старины, фотографируясь на их фоне. Если вовремя задать гиду интересующий вопрос, то он поможет и «разрешить некоторые противоречия». А после экскурсионной прогулки любой составит «более объективное представление» о посещенных местах. Ведь все знают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  
Территорию опаленных войной островов камчатские путешественники во главе с Евгением Верещагой и Ириной Витер увидели не один, а целых 17 раз. Что же ищут они там с таким завидным упорством? Отчасти ответить на этот вопрос можно, прочитав на одном из Интернет-сайтов подробный репортаж о восьмой камчатско-курильской экспедиции, где автор обильно цитирует самого руководителя группы.
«Мы на 100 процентов уверены в том, что остров Матуа – база японской армии на Курильских островах – законсервирован. Большинство объектов, которые японцы считали важными и нужными, в августе 1945-го были засыпаны большим слоем земли», – говорит  Евгений Верещага автору статьи. И продолжает: «С помощью простой лопаты и даже экскаватора туда не добраться, а соваться вглубь без специальной техники опасно. Мы кое-что пытались копать, но, сами понимаете, когда над головой нависают 5-6 метров сыпучего грунта, это опасно».
Участники восьмой поездки также говорили пять лет назад, что им «не удалось обнаружить и данных о вывозе с Матуа военной техники, к тому же на острове нет пирсов, которые есть на Шумшу». Далее в тексте, который каждый может легко найти, автор выражает неподдельный восторг тем, что «среди техники, которой располагают исследователи, есть также самоходная дизельная японская грузовая тележка, способная перевозить до 2 тонн груза, мини-экскаватор с ковшом и отвалом и лебедки».
Данный текст за пять лет с момента публикации ни разу не вызывал претензий у руководства камчатско-курильских экспедиций. Вы, уважаемые читатели, не находите, что он, мягко говоря, противоречит утверждениям Ирины Витер о том, что исследователи не ведут на островах никаких раскопок? Или, может быть, на мини-экскаваторе и грузовой тележке они просто катались по архипелагу?
В соответствии с Федеральным законом № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», использовать при исследованиях, проводящихся без открытого листа, запрещено не то что землеройную технику, но даже обычные лопаты. Не оттого ли Ирина Витер сегодня не уверена в том, состоится ли вообще очередная, 18-я экспедиция? Ведь подобное размашистое краеведение уже год пахнет как минимум административным наказанием.
Можно ли считать экскаваторные раскопки под видом «не поисковой, а исследовательской» экспедиции научной деятельностью, каждый может ответить для себя сам. Но для того, чтобы давать экспертную оценку тем или иным событиям камчатской и курильской истории, надо, по крайней мере, соответствовать высокому званию ученого-историка.

Печальные итоги
Подведем краткий итог 17-ти экспедициям на острова Матуа и Шумшу. Все, что оттуда привезено, не может служить музейными предметами, поскольку не оформлено документально с соблюдением процедур, требуемых по закону. Столь халатное отношение к историческому наследию никак не вяжется с определением экспедиций как «научных» и со званием Ирины Витер, как «научного руководителя».
Памятные знаки, которые в результате появились на Курилах, установлены незаконно, с нарушением действующего регионального законодательства. Поэтому правительство Сахалинской области имеет полное право их демонтировать. Часть предметов, представленных на выставке в краевой библиотеке, настолько бессмысленна, что они, по нашему мнению, вообще не должны выставляться публично.
Какие знания об истории боев может дать небольшой кусочек приборной доски с инвентарным номером? Или ржавая каска советского солдата образца 1943 года, которая до сих пор является частью снаряжения в российской армии? Проще тогда уж взять новую. Наличие самой каски доказывает только то, что советские солдаты были на Курилах. Но разве у кого-то из жителей Камчатки есть в этом сомнения? И вообще, тех ли времен эта каска, или ее забыли на Шумшу позже? Ведь наши воинские части дислоцировались там вплоть до 1995 года.
Стоит ли все привезенное с Матуа на балансе региональной общественной организации «Камчатско-Курильская экспедиция»? Разумеется, нет. Ибо, чтобы поставить находки на баланс, надо определить их стоимость и историческую ценность. Для этого как минимум нужна экспертиза. Но и передать выставочные экспонаты в какой-либо музей, предварительно легализовав их, Ирина Витер не сможет. У нее нет для этого никаких документов.
Не появилось по результатам 17-ти экспедиций и никаких монографий по истории Курильского десанта. Зато у нас появилось стойкое ощущение, что все эти Курильские экспедиции искали что-то совсем другое. Что именно, пусть господин Верещага и госпожа Витер ответят сами.
Представим себе на минуту, что краевую библиотеку имени С.П. Крашенинникова закрывают на ремонт. Что тогда делать с привезенными с архипелага выставочными экспонатами? Ни в один музей их не примут. Музейным предметом в юридическом смысле ни один из них не является.
И еще. Очень рекомендуем Евгению Верещаге и Ирине Витер не мучить себя экспедициями на Шумшу, а потратить деньги на путешествие на мыс Лопатка, где установлена четырехорудийная 130-миллиметровая батарея, с которой и начался штурм Курильских островов. Она (батарея) первой открыла огонь по укреплениям японцев. Хорошо бы найти участников тех событий и поставить на батарее в их честь памятный знак.
Кстати укрепления и сами орудия на южной оконечности Камчатского полуострова хорошо сохранились. Они вполне могут претендовать на историческую ценность. Но, к сожалению, складов с обмундированием и японской утварью там нет. Как нет ничего такого, что можно было бы дорого продать тем же японцам.   
Можно очень долго рассуждать об истории и патриотизме. Но с точки зрения патриотизма эти экспедиции не прибавили камчатцам ничего. С исторической точки зрения они по своим итогам бесполезны. А слова Ирины Витер в адрес нашей газеты мы снисходительно расцениваем, как каприз женщины, которая почему-то решила, что об истории Камчатки ей положено радеть одной.   
Мы же вспомним о двух решениях научно-методического совета по поводу вновь выявленных памятников культурного наследия и установки памятника первому губернатору Камчатки Василию Завойко на улице Ленинской в краевой столице. Оба они, в 1995 и 2008 годах принимались не без участия Ирины Витер, и оба впоследствии были отменены, как необоснованные.
Все это показательные образчики того, с какой небрежной легкостью можно обращаться с нашей, камчатской историей. При этом из года в год снаряжая целые раскопочные бригады в соседнюю Сахалинскую область. Можно негодовать, обвиняя в том, что 17-я камчатско-курильская экспедиция вернулась домой, несолоно хлебавши, газету «Вести». Можно и этот наш материал назвать «некрасивой статейкой». Но разве при таком отношении к истории и к закону можно называть себя серьезным исследователем? Или речь все-таки идет о любительской археологии? Той самой, которая черного цвета?

Дмитрий ЧЕРНОВ
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."