ДОРОЖНЫЕ ВОЙНЫ

Печать
PDF
«У нас есть полисы только для неограниченного числа водителей», –услышала жительница Тамбова Инна Кузнецова, когда пришла продлевать страховой полис ОСАГО. В какую бы страховую компанию города она ни приезжала, ей показывали стопку бланков, где в графе «Неограниченное количество лиц, допущенных к управлению» уже была проставлена галочка. «Нам выдают только такие, чистых нет»,  – говорили агенты. Для Кузнецовой это означало, что вместо 2376 рублей за свой Daewoo Matiz она должна заплатить примерно 5300.
И это не картина страхового бизнеса в отдельно взятом Тамбове. Интернет- форумы полны примеров «относи¬тельно честного отъема денег» по всей стране: вместе с этим полисом людям навязывают страхование жизни, каско или добровольную «автогражданку». Полис ОСАГО похож на дефицитный товар времен Советского Союза, ку¬пить его можно только с ненужным довеском.

ОСАГО стало настоящим наказанием для граждан и страховщиков: первые относятся к нему как к неизбежной и бессмысленной трате денег, вторые считают «убийцей отрасли». Улуч¬шить ситуацию призваны поправки в соответствующий закон, принятые в июле и вступающие в силу с 1 октября. Но смогут ли они подтолкнуть забуксо¬вавшую систему ОСАГО?

СУД ПРОТИВ
«Кризисная ситуация на рынке ОСАГО формировалась годами, – констатирует Алексей Янин, директор по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА». – Многие компании всеми возможными способами занижали выплаты, руко¬водствуясь принципом «не нравится – идите в суд». Это их в итоге и подвело». Получая возмещение, граждане подчас не могли понять: это деньги на ремонт машины или на бензин, чтобы доехать до автосервиса?
«Страховщики явно надеялись на то, что люди не пойдут в суды и занижение выплат сойдет им с рук, утверждает Николай Тюрников, генеральный ди¬ректор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» и президент Ассо¬циации защиты страхователей. – Но расчет на неграмотность граждан пе¬рестал работать: если пару лет назад только один из 10-20 обиженных кли¬ентов решался обратиться в суд, то те¬перь – три-четыре из 10».
В 2012 году Верховный суд занял сторону граж¬дан в их спорах со страховыми компа¬ниями, и число исков начало стреми¬тельно расти.
95% таких дел касалось именно ОСАГО.
Резко возросло и число автоюристов, предлагающих отсудить у страховых компаний недоплату, потребитель¬ский штраф (50 % от суммы недо¬платы), а также получить возмещение морального вреда.
«Если взять дела, которые наша компания вела послед¬ние пять лет, то видно, что страхов¬щики недоплачивают в среднем 30 % от того возмещения, размер которого установлен судом», – говорит Денис Спицын, управляющий партнер юри¬дической фирмы «ДТП Помощь».
По оценкам Николая Тюрникова, сред¬ний коэффициент недоплаты и вовсе достигает 60%. Что заставляет стра¬ховые компании вести себя подобным образом?

ВИДИМОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ
По данным Банка России, в 2013 году сборы работающих в России страхо¬вых компаний по ОСАГО выросли на 10,6 %, до 134,3 миллиарда рублей. Выпла¬ты увеличились на 20,6 %, достигнув 77,4 миллиарда рублей, то есть уровень выплат (их отношение к премии) составил 57,6 %. Много это или мало?
В 2010 голу, например, данный показатель был выше – 60,5 %, а по Закону «Об ОСАГО» пороговый уровень убыточности может достигать 77 %. Почему же страховщики так любят жаловаться на убыточность своего бизнеса?
На самом деле эти цифры не впол¬не показательны из-за особенностей финансовой отчетности страховых компаний. Допустим, выплаты, на¬значенные судом, попадают в нужный раздел отчетности не сразу, а судеб¬ные издержки в основном записаны как «прочие расходы». Более точную оценку рентабельности дает комбини¬рованный коэффициент убыточности, который учитывает не только выпла¬ты, но и расходы на ведение бизнеса. По расчетам «Эксперт РА», в 2013-м у страховщиков ОСАГО он превысил 95 %. А в этом году, если бы тарифы и выплаты сохранились на прежнем уровне, достиг бы 100 %. Однако есть нюанс, который ставит под сомнение предыдущие аргументы.
80 % сборов по ОСАГО приносят по¬средники – страховые агенты. По пра¬вилам Российского союза автостра¬ховщиков (РСА) их комиссионное вознаграждение не должно превышать 10 %. И формально не превышает: по данным Банка России, в 2013 году его размер в среднем по рынку составлял 8,63 %. В реальности же цифра иная. «Не автоюристы «съели» прибыль страхов¬щиков, – уверен Денис Спицын. – За последние пять лет с рынка ушло мно¬жество компаний, которые изначально не собирались ничего выплачивать, попросту «пылесосили» рынок. Своим агентам они платили до 80 % комиссии».
Мошенники ушли, а аппетиты у аген¬тов остались: по неофициальной информации, среднее агентское вознаграж¬дение по ОСАГО и сегодня составляет 40 %. «Это важная причина нерента¬бельности «автогражданки», – отмеча¬ет Спицын. Страховщики сами загнали себя в угол: они не могут показывать в статистике реальный уровень агентско¬го вознаграждения и, следовательно, реальный уровень убытков. А раз так, то будут ли работать поправки, приня¬тые в начале июля?
Базовые ставки не пересматривались ни разу за все 11 лет существования ОСАГО, лишь дважды менялись попра¬вочные коэффициенты. По оценке генерального директора ОАО «Росгосстрах» Дмитрия Маркарова, покрытие, кото¬рое обеспечивали старые тарифы по ОСАГО, исчерпало себя еще в 2010 году. Но кризис в этом сегменте страхования достиг такого уровня, что простым уве¬личением тарифов и выплат ситуацию исправить сложно.

НА ВОЙНЕ КАК
НА ВОЙНЕ
Весной прошлого года саботаж страхов¬щиков принял открытую форму – сразу после того, как в апреле Госдума приня¬ла в первом чтении поправки в Закон «Об ОСАГО». Согласно этим поправкам, лимиты выплат повышались, а тарифы предлагалось заморозить на 15 меся¬цев. Страховщики возмутились и стали грозить уходом с этого рынка.
«Ситуация драматичная, – призна¬ет заместитель гендиректора «РЕСО- Гарантии» Игорь Иванов. – Для многих страховых компаний стоит вопрос о выживании. А СК «Россия», например, уже не выжила». Она входила в топ-15 стра¬ховщиков ОСАГО, но в прошлом году обанкротилась из-за большой доли «мо¬торных» рисков – ОСАГО и каско. Дей¬ствуя по принципу «на войне все средства хороши», страховые компании все чаще стремятся сократить ущерб любы¬ми способами.
С марта 2013 года Федеральная анти¬монопольная служба (ФАС) получи¬ла более 1200 обращений граждан из 56 регионов страны. Они жалуются на отказ страховщиков заключать догово¬ры ОСАГО, на навязывание дополни¬тельных услуг, на перенос офисов уре¬гулирования убытков на окраины, на неправомерное применение коэффици¬ента бонус-малус. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, если год назад жало¬бы были только на «Росгосстрах»
(регио¬нальные УФАС нередко уличали компа¬нию в том, что при заключении договора ОСАГО она навязывала покупку полиса страхования от несчастных случаев «РГС Фортуна «Авто»), то теперь в списке бо¬лее 30 страховых компаний.
Споры о деньгах достигли такого накала, что люди в случае аварии ча¬сто стали обращаться в суд напрямую, не ставя в известность свою страхо¬вую компанию. Автоюристы, в свою очередь, нередко оказывались на ме¬сте ДТП раньше сотрудников ГИБДД и предлагали пострадавшим сразу офор¬мить цессию, то есть переуступку прав, и не связываться со страховщиками. По данным РСА, в 2013 году было пода¬но 72 иска о признании договоров цес¬сии недействительными: выплаты по ним превысили 9 миллионов рублей.
«На рынке сформировался настоящий бизнес, подчас криминальный, участники которого занимаются паразитирова¬нием на страховых компаниях», – сетует Дмитрий Маркаров на «разгул автоюризма». С ним соглашается Алексей Янин: «Сейчас сами страховщики оказа¬лись в роли «пострадавших». Нормаль¬ная работа рынка фактически парали¬зована, основными участниками на нем выступают не страховые компании и их клиенты, а автоюристы, суды, прокура¬тура и различные надзорные органы».
Массовые судебные разбирательства привели к росту не только выплат (по словам Маркарова, на 30%), но и су¬дебных издержек. Они-то и подорвали окончательно финансовую устойчи¬вость страховых компаний.

НОВАЯ НАДЕЖДА
Правила, вступающие в силу 1 октября, стали своеобразным соломоновым ре¬шением: законодатели постарались учесть интересы и граждан, и страхов¬щиков. Первые получат более высокое страховое покрытие, соответствующее текущим ценам. Вторые – возможность ежегодного повышения тарифов и вожделенную защиту от «автоюризма»: право на досудебное урегулиро¬вание убытков в срок до пяти дней. Но как они будут его использовать?
Одна из главных причин обращения в суды – недовольство размерами выплат. Страховщики уверяют, что они не вино¬ваты. «Все дело в отсутствии единой ме¬тодики оценки ущерба, – говорит Игорь Иванов. – Любой юрист может пересчитать сумму страхового возмещения по-своему, подать иск и почти наверня¬ка выиграть его». Сегодня существует пять или шесть методик оценки ущер¬ба, и конечные суммы различаются в разы. Чтобы исправить ситуацию, РСА разрабатывает единую методику расче¬та ущерба, на нее будут ориентировать¬ся и страховщики, и суды.
Теоретически это должно помочь гражданам, ведь исчезнет возмож¬ность спекуляции в расчетах. Однако общественные защитники полагают, что в том виде, в котором предлагает¬ся методика, она больше походит на узаконенный способ недоплаты. Как и раньше, она предполагает расчет стоимости запчастей с учетом их изно¬са, а при отсутствии развитого рынка подержанных запчастей восстановить машину после ДТП за счет страховки будет по-прежнему невозможно. Прав¬да, смягчит ситуацию другая поправка в закон - возможность получить ком¬пенсацию «натурой», то есть отремон¬тировать автомобиль.
Но самое главное изменение на рынке ОСАГО произойдет не ранее чем через год. В Банке России, который с 2013-го стал регулятором страхового рынка, придумали радикальный способ ре¬шения проблемы с высокими комисси¬ями агентов – убрать агентов как тако¬вых. Полисы ОСАГО станут полностью электронными: граждане будут их по¬купать, инспекторы ГИБДД – прове¬рять, а страховщики – принимать че¬рез Интернет. Переход на электронный формат должен сделать процедуру обя¬зательного страхования доступной для всех граждан. И вероятно, наконец-то работающей.
По крайней мере, у страховщиков по¬явятся все возможности сделать ОСАГО действительно цивилизованным ин¬струментом, облегчающим, а не затрудняющим жизнь водителей. Кроме того, электронное ОСАГО принесет компани¬ям огромную экономию: даже если ис¬ходить из официальной средней комис¬сии агентам в 8,6 3% и взять за пример премии по прошлому году, страховщи¬ки получат дополнительные 11,6 миллиарда рублей. Жаловаться на убыточность бизнеса будет сложнее. И небезопасно: Банк России, как регулятор, теперь имеет право отзывать лицензии и у страхо¬вых компаний.

КАК ИЗМЕНИТСЯ ОСАГО
С 1 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА
1.  Лимит выплат по ущербу имуще¬ству в ДТП
увеличится до 400 тысяч рублей.
2.  Лимит выплат по здоровью и жизни – до 500 тысяч рублей на одного потер¬певшего (с 1 апреля 2015 года).
3.  Лимит выплат по «европротоко¬лу» (оформление документов без ГИБДД) – до 50 тысяч рублей.
В четырех регионах - Москве, Мос¬ковской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – сумма ущерба для «европротокола» будет увеличена до 400 тысяч рублей.
Для получения денег необходимо пре¬доставить фото- и видеоматериалы с места ДТП, а также зафиксировать место аварии с помощью ГЛОНАСС и GPS.
4. Износ деталей при расчете ущерба – не более 50 %.
5.  Возможность натурального воз¬мещения ущерба, то есть ремонта автомобиля за счет страховой компании.
6.  Штрафы страховым компаниям за затягивание выплат -1% от сум¬мы за каждый день просрочки. Штрафы за отказ в продаже полиса ОСАГО.


Антон АЛЕКСАНДРОВ,
(РБК).

УХОДЯТ ПО - ТИХОМУ
На долю 10 основных игроков в сегменте ОСАГО в 2013 году при¬шлось 75,6% собранных премий - на 3,1 процентного пункта меньше, чем в 2012-м. Все больше страховых компаний отказывались от ОСАГО, говоря о его убыточности.
В этом причина заметного сокра¬щения доли рынка у крупнейших компаний, представляющих «автогражданку».
Количество исков к страховым компаниям, рассмотренных судами общей юрисдикции
2011 год – 202 270
2012 год – 319 860
2013 год – 3 78 830
2,74 миллиона страховых случаев по ОСАГО было
заявлено в прошлом году (на 5% больше чем в 2012-м).
Урегулировано 2,695 миллиона случаев, включая те, что были заявлены в 2012 году

СТРАХОВОЙ БИЗНЕС
В РОССИИ
2013 и первая половина 2014-го выдались для российских страховых компаний довольно тяжелыми. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране давит на динамику сектора в целом, но куда более серьезным испытанием стали специфические проблемы страхового бизнеса Последние полтора года запомнятся участникам рынка системным кризи¬сом, вызванным ситуацией с ОСАГО. С апреля 2013-го по июль 2014-го де¬путаты пытались принять поправки в закон, которые должны были заставить работать забуксовавшую «автограждан¬ку». Тем временем страховые компании пытались решить проблемы с убыточно¬стью ОСАГО различными способами, в том числе навязыванием дополнитель¬ных услуг или же просто уходом с рынка. Так, доля «Росгосстраха» в общих сборах по ОСАГО снизилась за 2013-й на 20 %, а доля «Ингосстраха» – на 28%. Впрочем, несмотря на это, обе компании, а также СОГАЗ сохранили первые три места в рейтинге по размеру собранных в 2013-м премий (без учета ОМС).
А вот в конце списка по итогам 2014-го возможны перестановки.
Ком¬пании «МСК-Лайф» и «Солидарность для жизни», входившие в Страховую группу МСК, в конце прошлого года перешли в группу «ВТБ Страхование», а весной нынешнего сменили названия на «ВТБ Страхование жизни» и «ВТБ Медицин¬ское страхование» соответственно. Ис¬чезла из рейтинга и СК «Россия» – одна из старейших и крупнейших на отечественном страховом рынке. Ее проблемы, тянувшиеся с 2012 года, закончились осенью 2013-го отзывом лицензии.
Текущий год продолжает оставаться  для страхового рынка весьма напряженным Очевидно, что с наименьшими потерями его смогут закончить компании, работающие с крупными аффилированными клиентами, и компании, которые являются частью более крупной финансовой группы или принадлежат предпринимателям, чьи активы диверсифицированы.
ФИНАНСОВЫЙ
НЕДОРОСЛЬ
В прошлом году сборы россий¬ских страховщиков составили 904,86 миллиарда рублей (без учета сегмента ОМС). По сравнению с 2005-м рынок вырос в 2,5 раза, однако о его реальных размерах позволяет судить такой факт: вся эта сумма - лишь четверть годовой премии крупнейшего европейского страховщика, французской ком¬пании АХА.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Количество игроков на страхо¬вом рынке неуклонно снижается.
В 2007 году была волна отзывов лицензий у компаний, не испол¬нивших предписание об увели¬чении уставного капитала. Потом последовал кризис 2008-2009 го¬дов, а с 2012-го - новое повышение требований к капиталу. В итоге если в 2005-м в России было 1024 стра¬ховые компании, то в 2013-м - 432. И вряд ли эта цифра окончательная: из-за тяжелой экономической ситу¬ации рынок может в среднесрочной перспективе опустеть наполовину, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. А вот консолидация сектора уже состоялась: в 2010-м доля 10 круп¬нейших страховщиков в общем сборе премии (без ОМС) выросла до 57 % и держится на этом уровне.
В 2013-м в десятке лидеров произо¬шла лишь одна замена: в нее вошла компания «Ренессанс Жизнь», а за¬мыкавшая ранее десятку СГ МСК переместилась на 12-ю позицию. Первое же место из года в год зани¬мает «Росгосстрах», правопреемник Госстраха РСФСР.
15,9 % или 34,4 миллиарда рублей – доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков. В 2010 году этот показатель достигал 22,2%. Зарубежные инвесторы уходят с нашего рынка несмотря на то, что квота на участие нерезидентов в общем капитале страховых компаний была повышена в конце 2012 с 25 до 50 %. В чем причины исхода? Аналитики KPMG считают, что иностранцы озабочены прежде всего сохранением позиций на своих ключевых рынках. : рынках. А в Национальном рейтинговом агентстве видят другую причину: зарубежные страховщики не понимают,  как им дальше развивать бизнес в России.

ЧУЖИМИ РУКАМИ
Характерная особенность нашего рынка – слабая собственная ин¬фраструктура продаж. В 2013 году посредники принесли страховщикам 68,6 % сборов. Больше всего ко¬миссии досталось банкам – 44,54 %, хотя они собрали лишь 16 % премий. Банковский канал распростране¬ния рос за счет двух услуг – страхо¬вания жизни (69 % премий собрано банками) и страхования от несчаст¬ных случаев (48 % премий). И хотя размер комиссии высокий, банки выгодны для страховых компаний: они дают доступ к обширной клиентской базе.

ЛУЧШЕ ГВАТЕМАЛЫ
О развитии страхования в стране судят по проникновению страхово¬го рынка – отношению собранных премий к ВВП. В 15 странах ЕС данный показатель превышает 8 %, а в России к концу 2013-го он достиг лишь 1,36 %. Этот результат позволил нам оказать¬ся на одной ступени с Никарагуа и Ру¬мынией и даже опередить Гватемалу. Если не брать в расчет вмененные виды «банковского» страхования (страхование жизни и страхование от несчастных случаев), чей рост был спровоцирован бумом розничного кредитования, то окажется, что отно¬шение премий к ВВП у нас стабильно держится на уровне 1,1 % с 2010 года.

ЗОЛОТЫЕ ЖИЛЫ
Премии по рынку (без учета ОМС) делятся примерно поровну между корпоративным и розничным страхо¬ванием, хотя за два года, с 2011-го по 2013-й, наметился перевес в пользу розницы – с 48,3 до 52,9 %.
В структуре сборов растет доля личного страхования (от несчастных случаев и болезней) и страхования жизни. Последнее в 2013-м стало лидером по приросту премии – плюс 60,5 %. Причина такой динамики во многом во «вмененности» этих продуктов на фоне бума розничного кредитования, который наблюдался в прошлом году.

ДЕНЕЖНОЕ УТЕШЕНИЕ
Страхование жизни – основной сег¬мент рынка в развитых странах. В Ев¬ропе на него приходится почти 60% собранных премий. А в России – 9,4 %. Страховщики сетуют на отсутствие благоприятной среды и надеются, что Госдума примет ряд стимули¬рующих мер. Например, введет налоговый вычет, который сделал бы накопительное страхование жизни привлекательной альтернативой банковским вкладам.

Мария ФОМИЧЕВА,
Елена КАЛАШНИКОВА.
(РБК).

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."