«БУЛГАРИЯ». Ретроспектива событий

Печать
PDF
15 августа 2011 года Ространснадзор на своем официальном сайте опубликовал результаты собственной проверки, проведенной по факту крушения теплохода «Булгария».
Из резолютивной части заключения проверки:
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судо-
владельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию: с неисправностями судовых механизмов (на судне с 8 июля 2011 г.
не работал левый главный дизель-генератор);
с повреждениями корпуса (наличие четырех отверстий);
при силе ветра более 7 баллов (13,5 — 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла — 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся: в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
в несоблюдении общепринятых приемов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлен без учета: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт;
дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево;      дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

9 августа 2011 года Арбит-
ражным судом Республики Татарстан (судья Насыров А. Р.) Общество с ограниченной ответственностью «АргоРечТур» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В такую сумму судья Насыров оценил жизни 122 человек.
По ходатайству потерпевших и других лиц, большинство из которых проживают в городе Казани,    Верховным судом Респуб-
лики Татарстан была изменена территориальная подсудность уголовного дела «О крушении теплохода «Булгария» и в качестве суда первой инстанции был определен Московский районный суд города Казани.
6 мая 2013 года Московским районным судом города Казани начато рассмот-
рение по первой инстанции основного уголовного дела. Часть судебных заседаний, в том числе и оглашение приговора, переносились в Дом культуры «Юность», дабы была возможность вместить всех потерпевших, свидетелей и представителей прессы
В период с 3 по 7 июля 2014 года (с перерывами) в Московском районном суде города Казани судьей Якуниным С. Н. был оглашен приговор в отношении всех обвиняемых по делу.
Московский райсуд Казани вынес приговор пяти обвиняемым в крушении теплохода «Булгария», в результате которого погибли 122 человека, включая 28 детей.
Основная подсудимая – гендиректор компании «АргоРечТур», субарендатор судна Светлана Инякина, для которой гособвинение просило 14 с половиной лет заключения, получила 11 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Суд оправдал Инякину лишь по одной из трех статей – нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц.
Сотрудники Казанского линейного отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов, выдавшие незаконные акты предлицензионной проверки, позволившие выйти «Булгарии» в навигацию, проведут в колонии 6 лет и 5 лет. Старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов, исполнявший на момент крушения обязанности начальника вахты, отправится в места лишения свободы на 6,5 года.
Старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешительную документацию на неисправный двигатель дизельэлектрохода, суд приговорил к пяти годам заключения и тут же освободил по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.
Кроме того, всем запрещено заниматься определенными видами деятельности сроком на 3 года. Удовлетворен гражданский иск потерпевших на общую сумму  50 000 000 рублей.
Уголовное преследование в отношении капитана Александра Островского и старшего механика «Булгарии» Владимира Подъячева прекращено в связи с их гибелью.
Оглашение приговора заняло три дня. Уголовное дело составило 90 томов, а потерпевшими были признаны более 200 человек.
Суд пришел к выводу, что Инякина, перед тем как взять «Булгарию» в субаренду, прекрасно знала об ужасном состоянии судна. Левый двигатель дизель-
электрохода исчерпал все ресурсы и нуждался в срочном капитальном ремонте. Дело это долгое и затратное. Гендиректор ООО «АргоРечТур» решила заменить неисправный мотор на новый, вот только происхождение его было неизвестно. На новом двигателе отсутствовали заводские номера и другие необходимые пометки.
Несмотря на это, эксперт речного регистра Яков Ивашов выдал необходимую документацию, внеся ложные данные. На их основании начальник казанского линейного отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев подписал акт предлицензионной проверки. Его подчиненный Владислав Семенов, правда, нарушения заметил и сказал об этом, но, по всей видимости, не желая ссориться с начальством, выдал документ. Все это позволило «Булгарии» выходить в рейсы. За семь поездок, которые теплоход совершил в навигацию 2011 года, поломки случались едва ли не каждый раз. Восьмая стала роковой...
Предотвратить страшную трагедию мог и старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов. Перед отходом из Болгара он был назначен начальником вахты, то есть фактически брал на себя все руководство. За некоторое время до отплытия старпом получил штормовое предупреждение. Зная о выходе в опасный район, он должен был убедиться в закрытии трюмов и иллюминаторов, работоспособности всех систем корабля. Однако Хаметов этого не сделал. А в рейс судно отправилось без разрешения диспетчера.
Признать свою вину подсудимые отказались. Так, по словам Тимергазеева, причиной затопления судна стали открытые иллюминаторы, а не якобы необоснованно выданные разрешительные документы. «До сих пор не обозначено, кто именно открыл и не закрыл эти иллюминаторы. Вот над чем надо было работать следствию», - сказал в последнем слове Тимергазеев. Он заявил также, что о пассажирских перевозках «Булгарии» не знал, на борту судна в день трагедии не находился, а свидетельские показания, говорящие об обратном, назвал неубедительными.
Не признал свою вину и Семенов: «Я не мог поменять что-либо в этой системе. Если арестовали меня, то можно арестовывать всех сотрудников линейного управления. Моей вины в крушении «Булгарии» нет». Со слов Семенова, он, как и Тимергазеев, не знал, что теплоход арендован для пассажирских перевозок.
Согласно пояснениям защиты, представители фигурантов уголовного дела «О крушении теплохода «Булгария» планируют обратиться в Верховный суд Республики Татарстан с кассационными жалобами.
А потерпевшие по делу планируют оспорить в вышестоящей судебной инстанции размер наказания и размер взысканных средств по гражданскому иску.

По материалам
российских СМИ.
От редакции «В»
«Вести» не один раз возвращались в своих публикациях к этой катастрофе.
Да, в ряду множества обстоятельств, приведших к трагедии, присутствовали и погодные условия. Они не были благоприятными. Шел дождь, дул шквалистый ветер, поднималась крутая волна...
Но,  как мы и отмечали, условия для крушения «Булгарии» создавались не на воде и не на небе. Они создавались на суше. Эти условия – внепогодные. Хотя и тут можно говорить о стихии. Все, чем подготавливалась гибель судна, было отмечено стихийностью, то есть отсутствием четких правил, норм, регламентаций или безответственным их нарушением.
«Булгария» была построена в 1955 году, последний капремонт к моменту катастрофы прошла 30 лет назад. Кроме того, как установило следствие, при ремонте судна применялись некондиционные запчасти.
Левый двигатель «Булгарии» был неисправен, но теплоход все равно вышел в рейс.
Судно было рассчитано на 148 пассажиров, но на его борту находились 205 человек. То есть теплоход был перегружен.
У «Булгарии» имелся сильный правый крен. Он возник из-за слива топлива из левого бака в правый, а также от переполненности канализационных емкостей. По каким-то причинам капитан не сумел или не счел нужным компенсировать крен. В результате «Булгария» потеряла поперечную остойчивость.
При большой волне иллюминаторы должны быть задраены. Но команда не сделала этого, и хлынувшая при крене вода мгновенно затопила каюты.
«Булгария» также не имела лицензии на пассажирские перевозки.
Неисправное, дотла изношенное судно все же получило разрешение на навигацию.
При этой совокупности условий (дряхлость судна, экономия на ремонте, неработающий левый двигатель, наличие крена, 205 пассажиров вместо 148, отсутствие лицензии и т. п.)  гибель «Булгарии» была просто запрограммирована, – это, по сути, и есть человеческий фактор. То есть дурное исполнение служебных обязанностей. Именно это, а вовсе не разгул стихии, роднит «Булгарию» с десятками подобных происшествий, регулярно происходящих в России.
Два судна, которые прошли мимо «Булгарии» и не помогли спасти пассажиров, – это сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66», который тянул две баржи с грузом
«С теплохода «Булгария» не было сигнала о спасении, самого теплохода не было на горизонте, а на спасательных плотах не было видно людей», – такое объяснение дал капитан сухогруза. По словам же командира буксира «Дунайский-66», разворачивать или отцеплять баржи было бы слишком долго (для расформирования грузового состава и подхода к месту нахождения спасательных плотов потребовалось бы более одного часа) и он по соглашению с капитаном теплохода «Арабелла», который шел на помощь «Булгарии», не стал ничего делать. Капитан буксира написал рапорт, в котором  утверждает, что готов был прийти на помощь, просто это не понадобилось.
Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, был круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре»

Справка «В»
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул на глубине 18 метров в Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года. Жертвами крупнейшей в истории современной России катастрофы на реке стали 122 человека, включая 28 детей. 79 находившимся на судне людям удалось спастись. Расследование трагедии длилось около полутора лет, а судебный процесс занял более года.
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С КРУШЕНИЕМ ТЕПЛОХОДА «БУЛГАРИЯ»
ООО «Бриз» (Пермь) – фирма, являющаяся фирмой-арендатором теплохода «Булгария», передавшая данный теплоход в суб-
аренду ООО «Аргоречтур».
ООО «Аргоречтур» (Казань) – туристическая фирма, созданная Светланой  Инякиной в конце 2010 года. Данное юридическое лицо по состоянию на 10.07.2011 года являлось действующим субарендатором теплохода «Булгария», полностью отвечающим за комплектование экипажа, текущие ремонт и содержание теплохода в надлежащем техническом состоянии.
Инякина Светлана Георгиевна – генеральный директор и единственный участник Общества с ограниченной ответственностью «Аргоречтур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ).
Ивашов Яков – старший эксперт камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
Тимергазеев Ирек – начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимергазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
Семенов Владислав – главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимергазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
Тучин Юрий Владиславович – капитан сухогруза «Арбат», осужден Камско-Устьинским районным судом Республики Татарстан по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей.
Егоров Александр Павлович – капитан толкача «Дунайский 66», осужден Московским районным судом города Казани по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 190 тысяч руб-
лей.
Сафин Рашид – директор Казанского речного порта, уволенный с указанной должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода «Булгария» в круиз». Свое увольнение оспаривал в судебном порядке, однако суды первой и второй инстанции увольнение посчитали законным и обоснованным.
Островский Александр – капитан теплохода «Булгария», погиб при крушении теплохода «Булгария». В ходе поисковых работ на месте крушения тело капитана Островского было обнаружено на капитанском мостике. Уголовное дело прекращено в связи с гибелью обвиняемого.
Рамиль Хаметов – выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». В ходе расследования уголовного дела был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ).
Храмов Александр Григорьевич – начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора (Нижний Новгород), проходил по делу о крушении теплохода «Булгария» свидетелем. 22 августа 2011 года совершил самоубийство в связи с увольнением с занимаемой должности.
Незнакин Валерий – Генеральный директор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» – владельца теплохода «Булгария».
ОАО Судоходная Компания «Камское речное пароходства» (Пермь) – собственник теплохода «Булгария», который не понес ответственность, несмотря на действующее законодательство, согласно которому ответственность за ущерб, нанесенный от эксплуатации имущества, несет юридический владелец имущества.
Лизалин Роман Евгеньевич – капитан теплохода «Арабелла», организовавший, вместе с членами команды, спасение выживших пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». Впоследствии был награжден государственными и ведомственными наградами.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."